Налоговики из Ленинградской области попытались обложить налогом землю на кладбище под Петербургом, сообщает газета Ведомости.
Недавно в правовых базах появилось решение арбитражного суда Северо-Западного округа (ФАС СЗО). Суд рассматривал иск муниципального унитарного предприятия “Ритуальные услуги” Кировского района Ленинградской области, которое обжаловало решение местной налоговой инспекции, начислившей кладбище налог на землю за 2001-2003 гг.

Налоговики привели два довода, рассказывает гендиректор Юридического центра Северо-Западного региона Иван Ильюшихин, защищавший в суде интересы кладбища. Они утверждали, что раз у “Ритуальных услуг” есть выручка, то есть и обязанность платить налог на землю. Вдобавок кладбище в районе станции Мга Ленинградской железной дороги расположено вне населенного пункта, а закон о плате за землю освобождает от его уплаты лишь “земли общего пользования населенных пунктов”.

“Ритуальные услуги” доказали суду, что платить налог все-таки не надо. Земля под кладбищем не находится ни в собственности, ни в аренде, ни в пожизненном владении, ни в постоянном бессрочном пользовании у муниципального предприятия, отмечает Ильюшихин. “У кладбища нет прав на землю, значит, оно не пользуется льготой, а в принципе, не является плательщиком налога на землю”, — говорит Ильюшихин.

Еще в 2001 г. Высший арбитражный суд постановил, что даже если права предприятия на землю не оформлены, но оно ею фактически пользуется, то налог платить нужно. Но погребение умерших, которым занимаются “Ритуальные услуги”, не может считаться пользованием земельным участком, решил ФАС Северо-Западного округа. Абсурдна и идея, что “Ритуальные услуги” предоставляют землю в пользование покойникам, ведь они не могут считаться субъектами гражданского права, которые чем-нибудь владеют или пользуются, замечает обнаруживший это дело Дмитрий Костальгин, директор юридического департамента “Русфининвест-аудит”.

“Это же хватило наглости еще и с покойников деньги брать!” — возмущается чиновник Минэкономразвития. По его словам, в мире земельный налог взимается только с частных кладбищ, которые берут с родственников похороненных “большие деньги, чтобы они лежали там в почете и непотревоженные”. Пока земля под кладбищем является не частной, а остается в общем пользовании, налог на землю не должны уплачивать ни ритуальные службы, ни родственники умерших, убежден он.

Но у налоговиков другая позиция. Например, еще в декабре 2003 г. управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми написало, что от земельного налога освобождаются только кладбища внутри поселений, а остальные должны облагаться “в общеустановленном порядке”. Такая формулировка содержится в законе о плате за землю, и ее применили к этому случаю. Но позицию налоговиков можно опротестовать, считает Костальгин.

С 2005 г. земельный налог стал местным, теперь право вводить на своем уровне льготы получили муниципалитеты, напоминает гендиректор юридической компании Corpus Juris Денис Балакин. Если до сих пор регионы могли расширять список льгот, введенный федеральным законом, то теперь они вправе вводить свой перечень, говорит он. Но как местные власти воспользуются этим правом, пока не известно, отмечает чиновник Минэкономразвития. В 2004 г. правительство Свердловской области установило для местных кладбищ 10%-ную ставку налога на землю, из-за чего они должны были заплатить порядка 6 млн руб.

А вот московские кладбища на высокие земельные ставки не жалуются. За аренду земли (арендные платежи в данном случае заменяют налоговые) под столичными кладбищами ГУП “Ритуал” платит городу по льготной, “экономически обоснованной” ставке, рассказывает сотрудник предприятия. Она составляет 1 руб. за 1 га земли в год. А вот за 12 кладбищ в Подмосковье ГУП приходится платить по более высоким ставкам, подтвердил сотрудник предприятия. Ставки зависят от удаленности от столицы: чем ближе к Москве, тем дороже.