В среду в Мюнхене скончался бывший министр путей сообщения и первый вице-премьер Николай Аксененко. На взлете своей карьеры он претендовал даже на кресло президента России. Но его яркая карьера закончилась в 2002 году потерей всех государственных постов и уголовным делом, заведенным Генеральной прокуратурой.
Николая Аксененко доставили в Мюнхен два года назад на специальном медицинском самолете из Москвы. Почти все это время он провел в клинике университета Гросс-Хадерн. Один из близких друзей бывшего министра, попросив не называть его имени, рассказал "Известиям" о последних месяцах жизни Николая Аксененко:
- Немецкие врачи удивлялись силе его организма. Он перенес две тяжелейшие операции по пересадке внутренних органов. Донором во время одной из этих операций был его сын. Практически все 22 месяца, что прошли с того момента, как его доставили сюда, в Германию, он был прикован к больничной койке. Я слышал, в России говорили, что он тут по казино ходит - это все вранье. Он боролся за свою жизнь. Надеялся на выздоровление до последнего, хотя и понимал, что шансов у него немного. Он постоянно переживал то, что случилось с ним в России. Я думаю, из-за этих переживаний у него и обострилась болезнь. Хотя я, конечно, не врач и утверждать это не могу. В момент смерти с ним были его жена и дети.
Свою карьеру Николай Аксененко начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода. Вскоре он попал на железную дорогу и сделал там блестящую карьеру от дежурного по станции до заместителя министра путей сообщения.
В 1997 году Аксененко приглянулся премьер-министру Виктору Черномырдину, который назначил его министром. Главный железнодорожник страны сумел сохранить свой пост в кабинетах Кириенко и Примакова, а в мае 1999 года стал первым вице-премьером в правительстве Сергея Степашина. Так решил президент Борис Ельцин. Вскоре амбициозный Аксененко стал личным врагом Сергея Степашина, увидевшего в нем конкурента.
Время вице-премьерства стало для Николая Аксененко взлетом карьеры. Именно тогда президент страны Борис Ельцин назвал его перед телекамерами одним из тех людей, которых он мог бы видеть как своих преемников. Был даже сформирован предвыборный штаб Николая Аксененко для предстоящей кампании.
На месте «главного железнодорожника» Николай Аксененко запомнился несколькими грандиозными проектами. Он первый предложил соединить остров Сахалин с Большой землей мостовым переходом или железнодорожным тоннелем. Проект оценивался почти в $20 млрд. В планах МПС рассматривалось даже продолжение прямого железнодорожного сообщения до Японии. При Николае Аксененко появилась идея упрощения железнодорожного сообщения с Европой, традиционно имеющей более узкую колею, чем в России. И все же один мегапроект Николай Аксененко успел реализовать. При нем была создана компания "Транстелеком" с самым современным оборудованием оптико-волоконных линий связи.
В январе 2000 года Николай Аксененко потерял пост первого вице-премьера, сохранив портфель главы МПС. И до своей отставки в 2002 году занимался разработкой плана реформирования железных дорог. Именно при обсуждении реформы железных дорог Николай Аксененко в декабре 2001-го впервые почувствовал обострение болезни прямо в Белом доме. Вскоре последовала и отставка, а потом - обвинение в растрате государственных средств. В Генеральную прокуратуру экс-министра вызвали в октябре 2001 года, предъявив обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем за собой ущерб государству в размере 70 млн рублей. Речь шла о деньгах, выделенных на реализацию "северного завоза".

Источник http://izvestia.ru

Постоянный адрес новости http://izvestia.ru/community/article2299008