В прошлый четверг депутаты Гордумы Ижевска пытались собраться на внеочередную, 32-ю сессию.  В повестке значился один вопрос – о границах избирательных округов. Но приступить к его обсуждению думцы не смогли –  не набрали кворума. Правда, возникло  подозрение, что думский аппарат заведомо знал о недееспособности представительного органа. Вопрос: зачем понадобилось «шоу» с ожиданием и регистрацией? 

Впервые за последние несколько лет думцы собираются на сессию уже после начала каникул – в середине июля.  По слухам, именно на этом заседании депутаты должны были рассмотреть обращение инициативной группы граждан о проведении референдума с вопросом «Согласны ли вы с тем, чтобы глава муниципального образования «город Ижевск» - Мэр города избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

Однако в повестке этого вопроса не было. Впрочем, сотрудникам аппарата пришлось поверить на слово -  ни повестку, ни документы журналистам, вопреки обыкновению, не раздали.

В девять утра в думском зале было пустынно, редкие депутатские спины маячили в проеме  комнаты отдыха –  пили чай.  Не часто посещающий сессии Валерий Суркин долго беседовал о чем-то в коридоре с вице-мэром Александром Ушаковым. Чиновник и депутат добродушно кивнули снимающему их фотографу – «напишите, что глазовские». Как давно Суркин стал «глазовским», «Дню» неизвестно.

Ждать начала заседания пришлось 45 минут – максимальный срок по регламенту. Председательствовала заместитель спикера Ольга Калашникова. Ей внимали всего 9 депутатов из 30. Согласно данным аппарата, 11 избранников находились в это утро в служебных командировках, 6 – в отпуске, 2 – также отлучились по делам, 1 болел.  Место нахождения еще одного депутата сотрудникам аппарата было неизвестно.

При таком раскладе очень странно, что сессию вообще решили собирать. Как известно, за несколько дней до сессии всех депутатов обзванивают, дабы выяснить их планы на ближайшее будущее. Командировки вряд ли были неожиданными, как и отпуска. Получается, что заседание не должно было состояться?  По регламенту, несостоявшуюся сессию переносят на другое время. Однако вопрос об округах, стоявший в повестке, может решить и Городская избирательная комиссия самостоятельно. 

Закончить неначавшуюся сессию без происшествий не удалось. Депутат Игорь Измалков поинтересовался судьбой обращения инициативной группы. «Читайте повестку, - неожиданно эмоционально воскликнула Ольга Калашникова, - там этого вопроса нет!»

Потом события развивались, как в известном советском фильме. Всех попросили освободить зал, а депутату Измалкову предложили остаться.

Профилактическая беседа длилась минут десять за закрытыми дверями. После ее окончания корреспондент «Д» обратился к Измалкову с вопросом, когда же состоится рассмотрение вопроса о референдуме? «Скорее всего, рассмотрения не будет, – вздохнул депутат, -  а пока говорят, что сроки не вышли». 

Сроки – 20 дней – истекут в ближайшее время. Как депутаты могут не собраться даже на запланированную и вполне «безопасную»  сессию, журналистам продемонстрировали.  В течение лета ждать от думцев какого-то решения бесполезно - каникулы. Осенью много других дел, и до референдума у депутатов, естественно, «не дойдут руки». В итоге вопрос можно перебрасывать  от заседания к заседанию, формально не отказывая в рассмотрении. 

Единственным эффективным средством воздействия на думцев  для членов инициативной группы должен стать суд, но времени до октябрьских выборов и, следовательно, для любых правовых маневров остается слишком мало.