Как заявила на пресс-конференции в Уфе руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) РФ по РБ Зульфира Акбашева, Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования (РФОМС) РБ и четырем страховым компаниям («Макс-М», «КапиталЪ Медицинское страхование», «Страховая медицинская компания «Диаманд»» и «Медицинская страховая компания «УралСиб»») предписано расторгнуть заключенные между ними в конце 2004 года договоры финансирования обязательного медстрахования (ОМС). По словам госпожи Акбашевой, стороны нарушили ст. 6 закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», допустив «согласованные действия» по «захвату и разделу» местного рынка ОМС. В свою очередь первый заместитель руководителя ФОМС Юлай Галиянов заявил „Ъ“, что окончательно этот вопрос будет решаться в арбитраже, поскольку компании, на его взгляд, «не нарушали» заложенных в договорах обязательств.

Напомним, что до начала этого года единственным страхователем по ОМС в Башкирии выступал местный РФОМС, страховые же компании, вопреки закрепленной в федеральном законодательстве трехступенчатой схеме финансирования лечебных учреждений, к ОМС допущены не были. С принятием Госсобранием РБ поправок в закон РБ «О медицинском страховании граждан» после 1 января 2005 года фонд утратил функции страховщика и, начав поэтапный переход к общефедеральной схеме, остался страхователем неработающего населения, а значительную долю работающего уступил страховым компаниям. Однако, как выяснили антимонопольщики, не всем желающим среди них. На тот момент лицензиями на ОМС в республике располагали 7 компаний, но приоритет был отдан четырем неместным компаниям, о которых ранее в республике мало кто слышал, — 3 московским и одной когалымской. Случилось это после того, как башкирское правительство приняло в декабре постановление, которым предписало провести в республике конкурс среди страховщиков на обслуживание неработающего населения, а «на период до проведения конкурса» отобрало для ОМС в регионе четыре названные компании, исходя из неизвестного общественности принципа отбора. Одновременно с этим глава Кабинета министров РБ Рафаэль Байдавлетов подписал обращенное к главам местных администраций и лечебных учреждений письмо, в котором проинформировал последних о выборе 4 компаний для ОМС неработающего населения, а попутно «рекомендовал» адресатам оказать на местах «содействие по заключению договоров» страхования с названными компаниями и лечебными учреждениями и в отношении работающего населения. В тех же правительственных документах все города и республики были территориально распределены между 4 страховщиками. Самый большой «кусок» — 6 городов и 17 районов Башкирии с населением 1,4 млн человек — достался компании «Макс-М», которую ранее возглавлял нынешний глава Минсоцзащиты Михаил Зурабов.
Как сообщила вчера госпожа Акбашева, согласно действующему законодательству РФ, страхователь работающего населения должен определяться работодателем самостоятельно, без госвмешательства, а региональные ФОМС должны заключать договоры финансирования с любой обратившейся страховой компанией. Башкирский же РФОМС, по ее мнению, подписал договоры финансирования лишь с 4 компаниями и начал лоббировать заключение с ними договоров страхования хозяйствующими субъектами Башкирии. Оно, по ее словам, форсировалось с использованием самых откровенных административных методов: работники фонда сами предлагали местным предприятиям и учреждениям для перезаключения «болванки» договоров на ОМС на 2005 год, завизированные печатью и подписью руководителя одной из 4 страховых компаний, в зависимости от места расположения предприятия. Более того, двое руководителей РФОМС оставили свои посты и возглавили представительства лоббировавшихся страховых компаний.
По иронии судьбы сама УФАС заинтересовалась происходящим после того, как главбуху ведомства в РФОМС предложили перезаключить договор на ОМС с «Макс-М». С жалобами в службу также обратились компании, оставшиеся «за бортом» раздела рынка ОМС в регионе, — «Аккорд-Мед», филиалы «РОСНО» и «Спасских ворот». Желая принять участие в страховании работающего населения, они, как выяснилось, не раз обращались в фонд, но либо не получали ответа, либо получали отрицательный. Пожаловались в УФАС также и коллективы ряда застраховавшихся в них предприятий: по словам Акбашевой, фонд всячески «тормозил» подписание договоров финансирования с другими компаниями, и коллективы, успевшие застраховаться у последних, начали испытывать проблемы при получении медуслуг. Медучреждениям, по ее словам, было дано негласное указание не заключать договоры с «ненадлежащими» страховщиками. В итоге к 1 июня 4 компании застраховали в республике около 605 тыс. граждан и получили контроль над более чем 40 % местного рынка ОМС.
В УФАС, рассмотрев ситуацию, решили, что имеет место «сговор» фонда и четверки компаний, создающий «неравные условия для конкуренции между страховщиками в регионе» и «устраняющий с рынка финансовых услуг» нежелательных участников. Как сообщила госпожа Акбашева, в прошлом месяце УФАС возбудил два дела — в отношении правительства Башкирии и в отношении фонда с 4 названными страховщиками. Первое дело было закрыто в связи с тем, что правительство само, не дожидаясь рассмотрения дела, отменило действие своего «рекомендательного» письма. Второе дело было рассмотрено на прошлой неделе. По словам Зульфиры Акбашевой, комиссия УФАС сочла, что фонд и 4 страховые компании нарушили ст. 6 закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», и выдала предписание в месячный срок расторгнуть договоры, которые они заключили между собой. Одновременно с этим фонду предписано заключить договоры финансирования со всеми другими обратившимися в фонд страховщиками работающего населения.
В четырех компаниях-страховщиках отказались от комментариев, однако, как стало известно „Ъ“, в ходе разбирательства в УФАС их представители заявили, что «не поручали фонду оформлять за него договоры», были «не в курсе» действий фонда и готовы урегулировать ситуацию. В свою очередь в фонде сослались на то, что «исполняли распоряжения правительства Башкирии». Первый замруководителя ФОМС Юлай Галиянов заявил „Ъ“, что фонд еще не определился с тем, «как относиться к решению УФАС», но окончательно вопрос в любом случае должен решаться, на его взгляд, в арбитраже. Если фонд согласится с решением УФАС, договоры с 4 страховщиками он сможет расторгнуть лишь в судебном порядке, поскольку компании, на взгляд господина Галиянова, «не нарушали» заложенных в договорах обязательств. Если же фонд решит обжаловать решение антимонопольщиков, то это можно будет сделать также путем обращения в арбитраж. Со своей стороны госпожа Акбашева заявила Ъ, что возглавляемая ею служба «готова к дальнейшему разбирательству». На ее взгляд, «не исключено», что «Макс-М», а, возможно, и другие компании появились в республике с подачи господина Зурабова «или других решающих людей» в счет решения каких-то важных для республики финансовых проблем с обеспечением социальной сферы.
Как стало известно „Ъ“, определением степени «чистоты сделки» параллельно с антимонопольной службой сейчас занимается МВД Башкирии, где решается вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по фактам нарушений антимонопольного законодательства в республике.
ГУЛЬЧАЧАК ХАННАНОВА, Уфа


Татарстанское УФАС осенью выскажется по монополизации рынка ОМС

Как заявили «Ъ» в УФАС по Татарстану, в настоящее время управление приступает к анализу конкурентной среды в ОМС, который будет завершен осенью. Только тогда, подчеркнули в управлении, можно будет делать выводы о соблюдении антимонопольного законодательства компаниями-страховщиками. Кроме того, как отметили в управлении, ни от одного предприятия или организации республики в антимонопольную службу пока не поступало жалоб на нарушение законодательства. Напомним, что, по данным аналитиков рынка, в настоящий момент около 80% рынка ОМС принадлежит компании «Ак барс-Мед». По прогнозам специалистов, объем республиканского рынка медицинских услуг в 2005 году составит 9,3 млрд руб., в том числе через фонд обязательного медицинского страхования — более 6 млрд руб.
НИНА АГАЕВА

Источник http://www.kommersant.ru/region/kazan