Более неприятными для глав регионов, чем прошедшая неделя, были, наверное, только первые дни после 13 сентября прошлого года.

 Тогда ожидали чуть ли не административного апокалипсиса. Потом, видя, как оказывают доверие и переназначают «даже этого» и «даже того», немного успокоились. И начали формировать что-то вроде очереди. Но точно повезло только первым, остальным теперь может и не хватить…
Указ «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ…» № 756 никто громко не объявлял - документ рутинно вывесили на официальном сайте Президента России
www.kremlin.ru 30 июня - на другой день после подписания. В это время в Кремле как раз проходило заседание президиума Госсовета РФ, посвященное повышению роли субъектов Федерации в решении задач социально-экономического развития. Надо было спешить, через день – 2 июля, в здании областного драмтеатра Калининграда этот актуальный вопрос выносился на обсуждение уже всех губернаторов, глав и президентов российских регионов. Там высшим должностным лицам областей, краев и республик объявили о подписании еще одного нового Указа: «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Правда, прочитать текст документа им тоже пришлось позже. Когда прочли, наверняка поняли - все осталось, как есть, только обязанностей добавилось. Причем те полномочия, за которые действительно стоило побороться (такие, например, как принцип «двойного ключа» в недропользовании), по-прежнему остались за Центром. При этом в своем выступлении президент Путин столько раз повторил слова «ответственность» и «эффективность», что не осталось никакого сомнения – нынешний уровень эффективности Кремль не устраивает, а центр ответственности в ближайшем будущем будет перенесен в регионы.
В этой связи Указ № 756 – образец ювелирной аппаратной работы. Прошлогоднее Положение о порядке назначения глав регионов, утвержденное 27 декабря указом № 1603, подправили совсем чуть-чуть, но теперь «очередь» губернаторов, готовых поставить перед Президентом РФ вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий, в ближайшее время претерпит серьезные изменения.
Просуществовавшая ровно полгода «лазейка», когда действующий глава региона мог написать заявление на имя Президента РФ и тот в течение семи дней должен был внести на утверждение регионального парламента кандидатуру нового (старого) главы, закрылась на прошлой неделе. Писать заявления с постановкой вопроса о доверии и досрочном сложении полномочий не запрещено и сегодня, но с 30 июня любой «доброволец» будет добиваться переназначения на общих основаниях.
Процедурно, согласно указам, это будет происходить следующим образом: Полпред Президента РФ в федеральном округе в течение десяти дней должен провести консультации с общественными объединениями субъекта РФ по нескольким кандидатурам, обладающим необходимым авторитетом, деловой репутацией и опытом публичной (государственной и общественной) деятельности. Затем Руководителю Администрации Президента РФ вносятся предложения не менее чем по двум кандидатам на должность высшего должностного лица субъекта РФ. После этого Президент РФ делает свой выбор – утверждает одного из кандидатов либо отклоняет обе кандидатуры, и тогда процедура повторяется снова. Немаловажная деталь, которой не было в прежнем указе – к пакету документов на стол Президента РФ (заявления кандидатов, декларации о доходах и собственности, справка о предварительных консультациях и иные информационные и справочные материалы) прикладываются «материалы, характеризующие предлагаемую кандидатуру».
Интересно, что перед подписанием указа, закрывшего безальтернативный путь к переназначению, президент Путин сделал двухнедельную паузу во встречах с главами регионов. Последняя «доуказная» аудиенция состоялась 17 июня (и то в ходе выездного совещания), а потом личные встречи в Кремле снова возобновились - 4 июля Путин принял тамбовского губернатора Олега Бетина.
В начале сентября, как предписывает указ от 2 июля, Правительство РФ утвердит положение о порядке взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Вряд ли этот новый порядок обрадует глав субъектов. Например, очень вероятно, что региональных министров финансов и экономики в ближайшем будущем начнут назначать в Москве. С целью повышения эффективности и создания «кремлевского» кадрового резерва для назначений на должности первых лиц в регионах. Но к тому моменту, видимо, само деление нынешних глав регионов на «выборных» и «назначенных» должно прекратиться. До 2006 года…


Из сообщений СМИ

Мэр Москвы Юрий Лужков настороженно воспринял Указ «О взаимодействии и координации деятельности исполнительной власти субъектов РФ с федеральными органами власти на местах», подписанный 2 июля президентом России Владимиром Путиным. Как передает корреспондент ИА REGNUM, комментируя президентский указ, Лужков заявил журналистам в Калининграде после заседания Госсовета: «Тут один из губернаторов уже сказал «спасибо» за указ, мол, довольны этой реформой. А мне хочется спросить у него: а ты, в общем, видел, что из себя представляет эта реформа? Лично я еще не видел».
02.07.05 г., ИА REGNUM

В докладе, подготовленном рабочей группой Государственного совета Российской Федерации, отмечается, что дальнейшие шаги по совершенствованию механизма федеративных отношений должны учитывать новый порядок наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации, которые становятся составной частью единой структуры исполнительной вертикали власти. В этой связи созданы предпосылки для наделения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) новыми полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
02.07.05 г., www.kremlin.ru


Из выступления В.В. Путина на заседании Госсовета РФ, 2 июля, Калининград

«…выделю две основополагающие задачи. Первая – это создание прозрачной системы финансирования полномочий региональных властей. И вторая – выработка механизма солидарной политической ответственности за повышение качества жизни людей…»
«…Еще раз подчеркну: делегирование регионам дополнительной компетенции – это вовсе не самоцель, это не результат кого-то административного зуда. Здесь наша главная задача – обеспечить в территориях условия для экономического роста, дать больше простора управленческой инициативе. Однако только такой инициативе, которая послужит развитию предпринимательских свобод и ни в коем случае не будет использована для душения этих самых свобод.
Полагаю, вы прекрасно понимаете, что полномочия – это в первую очередь ответственность. Поэтому федеральный центр, передав регионам часть своих полномочий, будет внимательно наблюдать за тем, как они реализуются.
Думаю, вы согласитесь со мной, если оценка окажется негативной, то будут приниматься соответствующие меры, вплоть до отзыва неадекватно исполняемых полномочий…»
«…Очевидно, что каждый российский регион имеет и свои долгосрочные планы, и годами отработанный управленческий опыт. Но, как мы видим, далеко не везде эта повседневная работа дает, к сожалению, ощутимые результаты.
В этой связи потребуется пересмотреть и обновить целый ряд неэффективных, пробуксовывающих моделей управления. Однако одним лишь новаторским подходом здесь явно не обойтись. Полагаю, что сейчас, когда регионы наделены самыми широкими полномочиями, у вас появилась возможность, во всяком случае, появляется возможность, реализовать свои уникальные конкурентные преимущества, активизировав внутренние источники роста. И с этих позиций качественно обновить программы регионального развития…»
«…Просил бы также не забывать о межрегиональной кооперации. Здесь вашими партнерами и соратниками, конечно же, должны стать полномочные представители Президента в федеральных округах. Кроме того, в регионах предстоит консолидировать для решения этих задач и общественно-политические силы…»

Указ Президента РФ «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»

Установить, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае отказа в согласовании кандидатуры на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность.
В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке.
О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.