Начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Удмуртской Республики Николай Печищев рассказал корреспонденту ИА REGNUM о том, как отражается реформа российского образования на студентах и школьниках Удмуртии, как меняется отношение к обучению и о преимуществах платного образования.

ИА REGNUM: Николай Григорьевич, как, по вашему мнению, изменилось отношение к получению образования у абитуриентов в последние годы? С чем это связано?

Еще 10-15 назад молодые люди получали высшее образование только ради него самого (было просто престижно за плечами иметь какой-либо вуз). Затем они шли работать не по специальности, а туда, где больше можно заработать. Если помните, на рынках и торговых площадках во времена "перестроечные" трудилось очень много людей с высшим образованием. Но сейчас молодые люди заранее думают о востребованности будущего образования на рынке труда. Традиционно вот уже несколько лет наблюдается "наплыв" абитуриентов в юридические и экономические вузы. Так, по результатам прошлого года на юридический факультет Удмуртского Государственного университета на 50 бюджетных мест претендовали 120 медалистов. Несколько лет подряд мы собираем информацию из всех школ Удмуртии, так вот по итогам 2003 года только одна выпускница пошла работать, и то причиной такого поступка стало непоступление на бюджетное место на юридический факультет. Другую специальность девушка получать не хотела. Кстати, в 2004 году она все-таки стала студенткой юридического факультета.

ИА REGNUM: В последнее время очень много идет разговоров по поводу бакалавриата и магистратуры. Для нашей, уже сложившейся за многие годы системы образования, это актуально и приемлемо?

Данный вопрос касается вхождения Российской Федерации в "балловский" процесс. Известно, что наши аттестаты и дипломы не котируются ни в Европе, ни на Западе. И в любом случае приходится выпускникам вузов сдавать дополнительные экзамены, подтверждающие свою классификацию. Нам говорят: "мы уважаем вашу систему образования, но она не "прозрачна". Мы знаем, как вы учите, но чему вы учите, мы не знаем. У вас нет национальной системы оценки качества образования". Эту задачу сейчас выполняет Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все должно быть "прозрачно". И только когда мы выйдем на национальную систему оценки качества образования, тогда нас включат в международную систему образования. ИА REGNUM: Профильное обучение в старших классах - это дань Западу или осознанная необходимость?

В России было проведено независимое исследования мнения выпускников школ. Так вот, более 2/3 выпускников ответили, что их не устраивает сложившаяся система общего образования. По мнению выпускников, такая система слабо готовит к поступлению в вузы. Поэтому мы и пошли на профильное образование, то есть, к примеру, для физиков учебники станут в два раза толще и наоборот, русский язык и литература - в два раза меньше. Это нормальный процесс. Я очень хорошо отношусь и к "договорным" взаимоотношением между предприятиями и абитуриентами. При этой схеме, молодые люди могут получить любимую специальность, а предприятие- специалиста. У нас есть и предпрофильное обучение, это 7,8,9 классы, здесь как раз будут заниматься профориентацией через элективные курсы и факультативы. Ребята будут искать себя на этих занятиях.

ИА REGNUM: Ваше отношение к "платному" образованию - должно ли образование в вузах проходить исключительно на коммерческой основе?

Отношение неоднозначное. С одной стороны, если оглядываться на западную систему образования, то там обучение проходит именно таким образом. У нас многие годы складывалась система, когда эти расходы целиком несло на себе государство, и это породило как раз то, о чем мы уже говорили - отсутствие определенной ответственности молодых людей при выборе учебного заведения. Однако платное образования - это своеобразный рычаг рыночного регулирования кадрового потенциала. Например, если рынок перенасыщен, к примеру, юристами и экономистами, то почему бы не сделать обучение на этих специальностях платным?

ИА REGNUM: Одним из самых спорных вопросов в современной системе образования является ЕГЭ. Какова ситуация со сдачей госэкзамена в Удмуртии?

Выпускников в 11 класса в 2005 году в Удмуртии 15420 человек. Из них вышли на ЕГЭ 15354 человека. Все они сдавали обязательный госэкзамен по математике, кроме того, русский язык сдавали 9553 человека.

Нужно сказать, что результаты ЕГЭ в этом году нас порадовали. Математику в 2005 году на "4" и "5" написали 49,3% выпускников. Можно сказать, что каждый второй ученик хорошо знает математику.

Лучшие результаты по сравнению с прошлым годом показал русский язык. На 6% - до 66,2% увеличилось число выпускников, хорошо сдавших этот экзамен.

В целом одним из результатов введения ЕГЭ стало то, что выпускники теперь серьезнее относятся к подготовке в вуз.

ИА REGNUM: Как выглядят успехи наших выпускников, на фоне РФ?

На сегодня нет такой сравнительной характеристики по России, она будет позднее, но надеемся, что по данным предметам у нас среднестатиская результативность будет не хуже. Косвенным подтверждением этой успешности можно назвать такой факт - как по русскому языку, так и по математике Удмуртия имеет в этом году по 10 выпускников, получивших 100 баллов. По мнению министерства образования России, примерно на 10 тыс. выпускников может быть один "стобальник". Получается, что Удмуртия превышает этот показатель ровно в 10 раз"!

ИА REGNUM: Были ли сложности при сдаче ЕГЭ у выпускников из сельских районов?

Сельские районы не уступают городам. Средний балл по математике по городам - 52,9, по сельским районам - 51,5. По русскому языку средний балл по городам составляет 57,1, по сельским районам - 53,5.

Среди лидеров мы отмечаем ежегодно по математике Октябрьский, Устиновский, Первомайский и Индустриальный районы Ижевска. Стабильно высокие результаты показывает город Глазов, он уже несколько лет подряд среди городов показывает самый высокий балл- 58%. Кстати, средний балл по республики- 52%. Неплохие стабильные результаты показывает города Можга и Сарапул.

Особенно нас радуют стабильно высокие показатели по ряду сельских районов. Ежегодно стабильно высокий результат у Ярского района - 54%. Очень хорошо поднялся Як-Бодьинский раон, у него 59%. Как видите показатели сельского района выше, чем у любого из городов республики. ИА REGNUM: Сколько выпускников Удмуртии подтвердили свои золотые и серебряные медали?

Из 296 претендентов на "золото", подтвердили медали по итогам всех экзаменационных испытаний 217 человек. Для сравнения: в прошлом году золотых медалистов было 207.

Серебряные медали подтвердили 689 человек против 679 в прошлом году. Из 689 серебряных медалей 308 приходятся на сельские районы. Из 217 золотых - 62 получили сельские выпускники. Среди "золотых" районов можно назвать Балезинский и Увинский районы Удмуртии.

ИА REGNUM: Какие проблемы системы образования на сегодня являются самыми актуальными для Удмуртии?

Прежде всего, это нехватка молодых кадров. Особенно остро проблема стоит в сельских районах. Необходима общегосударственная программа по поднятию престижа профессии педагога. Были бы молодые, хорошо подготовленные кадры, а с остальными проблемами мы справимся.

Источник http://www.regnum.ru/

Постоянный адрес новости http://www.regnum.ru/news/475040.html