В прошлую субботу традиционный удмуртский праздник последней борозды докатился до деревни Балдейка Кизнерского района (Удмуртской Республики)

 

Но, как уверяли гостей встречающие, ничего обидного в топониме «Балдейка» нет – просто так русифицировали первоначально татарское название, данное месту здешним татарским купцом. «Булды» тогда означало успешное предприятие, хорошее окончание дела. А из Булдыйки добрые аборигены соорудили не очень благозвучную Балдейку, которая и стала центром народных гуляний – здесь прошел 14-й по счету республиканский праздник Гербер.

Как положено, отзвучали все славословия в честь прошлогоднего «хозяина» Гербера, главы районной администрации Увинского района Александра Субботина, в честь «принимающей стороны» - кизнерского главы … Александра Александровича, в честь другого Александра Александровича, президента УР Волкова, который в честь праздника подарил району звукоусиливающую аппаратура ценой в 500 тысяч рублей.

А самым любопытным, на мой взгляд, и где-то даже захватывающим событием нынешнего Гербера стала юмшан-игра, придуманная опять-таки Павлом Поздеевым (режиссер-постановщик массовых праздников научно-методического центра народного творчества министерства культуры УР) под названием «Сюан» («Свадьба»).

Собственно, все компоненты традиционного удмуртского свадебного обряда хорошо известны – сватовство, выхваление достоинств жениха и невесты, демонстрация приданного и т.д.

На сей раз все этапы, которые проходят вступающие в брак, были представлены в шуточном и игровом ключе для четырнадцати молодых пар из разных районов Удмуртии.

(В скобках замечу, что молодость конкурсантов была не самой первой, в среднем участникам было сильно за 20. Но лица девушек и парней произвели очень приятное впечатление – какие-то они были «ядреные», симпатичные своей свежестью и едва ли не 100-процентным совпадением с неким хрестоматийным представлением о типажах «удмуртских красавиц» и «батыров». При этом в глаза бросалось, впрочем, тоже, кажется, издавна присущее свойство удмуртской семьи – главенствующая роль в ней по-прежнему принадлежит женщине, матери, жене).

И о самом конкурсе. Наиболее выигрышно и динамично выглядели те соревнования, которые требовали физического действия. К примеру, «женихи» впрягались в телегу, где был установлен сундук «с приданным», и с помощью «дружек» должны были показать лучшую скорость в преодолении небольшого расстояния. Весело прошли соревнования среди «невест» на переноску ведер с водой на коромысле. Правда, если в традиции нести воду «кандидатка» должна была плавно, не расплескивая содержимое, то тут, смеху ради, девицы неслись с коромыслами как угорелые, разливая по пути чуть не половину ведер. А когда «мужикам» («мужике» - разговорн. «муж») пришлось бежать бегом, схватив в охапку свою «половину», «кышно» (жена – удм.), то дело дошло даже до печального – несколько жен оказались уронены, а одна пара даже «сошла с дистанции», так сильно женщина ударилась об землю. Уж очень скользкой была трава после дождя на заливном лугу, где происходили «бега».

Весело прошел и конкурс с «продажей» кваса, приготовленного «молодыми» - тут надо было не просто выпоить его публике очень быстро, но еще и выручить больше, чем соперники, денег – квас шел нарасхват, родственники не торговались и расплачивались «красненькими» за любую емкость.

В итоге жури объявило (уже под сплошным дождем) победителями пару … … из … района. Им была вручена карта на 5 тысяч рублей, в пределах которой они могут теперь отовариться в магазинах сети «Ваш дом». Бытовую технику получили и пары из А мне кажется, что победили все, в том числе и зрители – было очень весело и «переживательно».