«Семья Волкова», руки прочь от «Удмуртнефтепродукта!», «Удмуртнефтепродукт» под контроль государства!» - такими лозунгами пришли встречать активисты Общественного совета пенсионеров и Координационного совета гражданских действий участников внеочередного собрания акционеров УНП, которое должно было начаться в 10 часов утра во вторник 7 июля.

фото Порядка двадцати человек из ОСП собрались у офиса УНП на Песочной, 11 примерно за час до начала собрания. Как пояснил цели пикета председатель Совета Владимир Фефилов: «Удмуртнефтепродукт – одно из бюджетообразующих предприятий Удмуртии, а руководство республики почему-то делает все, чтобы потерять контрольный пакет голосов этого предприятия. За этим может последовать продажа акций, при которой бюджет получит многократно меньше, чем частные владельцы. Все это происходит скрытно, даже без согласования с Госсоветом УР. Поэтому мы решили организовать пикет, чтобы чиновники, народ и общественность обратили внимание на то, что «дойную корову» нельзя отдавать».
Пикет прошел мирно. Проходящие мимо представительные люди без особого удивления быстро прочитывали плакаты и исчезали за стеклянными дверями.
Еще два прохожих удивленно откликнулись: «Молодцы!».
Милиция спокойно грелась на солнышке, но некто в штатском (не очень похожий на фотокорреспондента местных изданий) старательно снимал участников и происходящее на цифровую камеру.
В череде входящих в этот час в здание никак не удавалось усмотреть трех представителей удмуртского правительства, являющихся членами совета директоров «Удмуртнефтепродукта»: вице-премьеров Виктора Савельева и Валерия Богатырева, а также председателя совета директоров УНП Александра Иванова, работающего в должности руководителя секретариата вице-премьера Савельева.
Напомним, июньскому внеочередному собранию акционеров предшествовал ряд достаточно странных событий. 27 апреля на годовом собрании и заседании совета директоров одни и те же лица единогласно проголосовали за внесение изменений в Устав предприятия и конвертацию привилегированных акций (составляющих 25% уставного капитала УНП) в привилегированные акции «с иными правами». Фактически эти акции превратились в обыкновенные и получили право голоса. До этого памятного события Правительство УР (через свою 100-процентную компанию «Удмуртторф») владело почти 55 процентами обыкновенных акций, но после конвертации доля голосующих акций государства должна сократиться до 41,8 процента.
Аналогичная ситуация уже возникала в прошлом году, когда привилегированные акции в связи с невыплатой дивидендов стали голосующими. Выводы напрашиваются сами - чиновники, имеющие большинство на собраниях акционеров, сознательно пытаются потерять контроль над предприятием. Ведь принять решение о начислении хотя бы по одному рублю дивидендов на акцию было совсем не сложно – для их выплаты потребовалось бы всего 56,7 тыс. рублей.
«Д» пытался прояснить ситуацию двумя неделями ранее. Тогда Виктор Савельев и Валерий Богатырев отсутствовали на рабочих местах. Александр Иванов от встречи отказался, но в телефонной беседе подтвердил, что акции «превратились в обыкновенные» и будут голосовать на предстоящем собрании. О каких поправках в Устав идет речь, председатель совета директоров вспомнить не смог.
Получить более подробную информацию о предстоящем мероприятии и дальнейших планах правительства мы вновь попытались у наших чиновников 6 июня, то есть за день до собрания. «Операцию перехват» решено было осуществить на традиционном аппаратном совещании в Резиденции президента Удмуртии. Но там оказался только Валерий Богатырев. Услышав, что у газеты «День» есть пара вопросов, размеренно шествующий по коридору вице-премьер неожиданно засуетился: «Нет времени, давайте потом». На уточняющий вопрос: когда? Бросил: «Когда на работу приду»…
Уважая право Валерия Валентиновича давать комментарий в более привычных для него условиях, я предприняла вторую попытку поговорить уже в стенах Правительства УР на заседании президиума. После полуторачасового ожидания (Валерий Богатырев после президиума отправился на совещание с премьером Юрием Питкевичем) я наконец-то увидела совершенно одинокого вице-премьера в правительственном коридоре. «А теперь у вас есть минуточка?», - спросила я. Реакция на банальный вопрос оказалась неожиданной – Валерий Богатырев замотал головой и буквально бегом попытался скрыться.

фото На следующее утро ему совершенно таинственным образом удалось миновать собравшихся в его ожидании пикетирующих. Звонок в приемную не внес ясности в вопрос о местонахождении вице-премьера. Секретарь пояснила, что ее руководителя на месте нет: «Столько совещаний, весь день расписан»… На каком совещании Богатырев в данный момент подчиненная ответить не смогла. Кстати, служебной машины чиновника у здания правительства не оказалось. Наглухо были закрыты двери в приемную Виктора Савельева и кабинет Александра Иванова. «Один в отпуске, другой - на больничном», - утолил наше любопытство проходивший мимо сотрудник.
Пресс-секретарь «Удмуртнефтепродукта» Анастасия Калягина по телефону подтвердила, что собрание все-таки состоялось, однако прокомментировать итоги не смогла, поскольку находилась в отпуске. Мы обратились за информацией к секретарю совета директоров Гульнаре Демочкиной, но милая девушка, к сожалению, не была уполномочена давать подобную информацию о мероприятии и попросила направить официальный запрос. Однако скрывать не стала – собрание состоялось, кворум был.