“Русснефть” Михаила Гуцериева нашла способ увеличить экспорт нефти. Компания построила железнодорожный терминал неподалеку от российско-белорусской границы мощностью 5 млн т сырья в год.


“Русснефть” создана в сентябре 2002 г. и принадлежит Михаилу Гуцериеву и его партнерам. Компания объединяет 25 небольших добывающих предприятий с суммарными запасами более 600 млн т. Финансовым партнером “Русснефти” по приобретению части этих активов выступал крупный международный трейдер Glencore. В прошлом году “Русснефть” добыла 10 млн т нефти. В структуру компании также входит транспортное предприятие и сеть АЗС, расположенных в 13 регионах России и СНГ. Выручка “Русснефти” за девять месяцев 2004 г. составила 4,2 млрд руб.

Сегодня на станции Жеча вблизи российско-белорусской границы “Русснефть” откроет новый нефтеналивной терминал, сообщила вчера компания. Он предназначен для перегрузки нефти из магистрального трубопровода в железнодорожные цистерны для последующих поставок на Новополоцкий и Мозырский НПЗ в Белоруссии, а также в страны Балтии и Восточной Европы, сообщил источник в компании. Железнодорожные перевозки для “Русснефти” будет осуществлять компания “Русснефть-Транспорт”, созданная в марте этого года. Ее парк насчитывает 2000 собственных и арендованных цистерн, что обеспечивает объем грузоперевозок в 5 млн т в год.

В состав терминала входят нефтеналивная эстакада для одновременного заполнения 72 цистерн, 20-километровое ответвление от магистрального нефтепровода и резервуарный парк для хранения нефти общей емкостью 60 000 т, говорит источник в “Русснефти”. Терминал рассчитан на перевалку 5 млн т сырья в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн т. По словам собеседника “Ведомостей”, общий объем инвестиций в проект превысил $90 млн.

Аналитик нефтяного агентства Argus Media Олег Кирсанов отмечает, что рентабельность экспорта в Восточную Европу по железной дороге близка к нулю и именно поэтому данную схему никто никогда активно не использовал. Белорусские же НПЗ, по его словам, в достаточных объемах снабжаются сырьем по трубопроводному транспорту, который в любом случае дешевле железнодорожного. Эксперт предполагает, что “Русснефть” будет возить нефть со своего терминала для дальнейшего экспорта в балтийские порты — Калининград, Вентспилс, Клайпеду, Бутинге. Он не исключает также, что компания проявит интерес к поставкам сырья на Мажейкский НПЗ в Литве. “Во всяком случае, "ЮКОС" возил туда нефть по железной дороге с аналогичного терминала в белорусской Речице”, — вспоминает эксперт.

По мнению Кирсанова, построить свой собственный терминал в том же регионе, но на российской территории “Русснефть” побудило желание получить дополнительные объемы экспорта сверх квот “Транснефти”, так как поставки на новый терминал будут считаться поставками по России.

Но Сергей Суверов из Газпромбанка указывает, что перевозки по железной дороге рентабельны при цене нефти от $20-25 за баррель. Как большой плюс этого проекта эксперт отмечает максимально короткое транспортное плечо до западной границы России, и этим он выгодно отличается от аналогичных терминалов, построенных, например, “ЛУКОЙЛом” в Коми и “Роснефтью” на севере страны.

 

 

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/06/02/92893