Вчера МТС обнародовали финансовую отчетность за первый квартал 2005 г. Результаты компании оказались ниже ожиданий рынка. «ВымпелКом» объявляет результаты своей деятельности за этот же период сегодня

ОАО «ВымпелКом» сегодня планирует опубликовать финансовые результаты деятельности за первый квартал 2005 г. по US GAAP. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вчера обнародовало свою отчетность за этот же период. Показатели МТС оказались в целом ниже ожиданий рынка. Оценки аналитиков финансовых результатов второго лидирующего оператора немного превышают консенсус-прогноз. Эксперты предполагают, что темпы роста выручки «ВымпелКома» будут более высокими, чем у МТС. По мнению экспертов, не слишком обнадеживающие итоги МТС в начале текущего года связаны со снижением среднего дохода от одного абонента в месяц (ARPU).

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» предоставляет услуги мобильной связи стандарта GSM-900/1800 в 87 из 89 регионов РФ, а также на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Основным акционером МТС является холдинг АФК «Система» (контролирует порядка 51% акций). Ценные бумаги МТС торгуются на NYSE, на ММВБ и на внебиржевом рынке в Европе. Консолидированная выручка МТС в 2004 г. составила 3,9 млрд долл., увеличившись на 53% по сравнению с 2003 г. Чистая прибыль почти удвоилась по сравнению с 2003 г. и составила 1 млрд долл. Акционерами ОАО «ВымпелКом» являются норвежская компания Telenor (26,696% голосующих акций) и «Альфа Телеком» (32,9%). Около 40% акций «ВымпелКома» обращаются на NYSE. Выручка оператора за 2004 г. составила 2,15 млрд долл., чистая прибыль – 350 млн долл. По данным аналитиков, капитализация «ВымпелКома» в конце мая 2005 г. достигла 733 млрд долл.

Опубликованные вчера финансовые итоги МТС в первом квартале текущего года оказались ниже предварительных оценок экспертов. В частности, по данным компании, консолидированная выручка МТС увеличилась на 32% по сравнению с первым кварталом 2004 г. и составила 1 057 млн долл. Аналитики ИГ «АТОН» прогнозировали, что выручка компании вырастет до 1 119 млн долл. Чистая прибыль МТС составила 232,5 млн долл., увеличившись на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против прогноза в 280 млн долл. Ниже оценок аналитиков оказался и уровень рентабельности OIBDA – 51% вместо предполагаемых 53%. Комментируя финансовую отчетность, президент ОАО «МТС» Василий Сидоров заявил, что эффект от проводившихся в конце 2004 г. маркетинговых акций с предоставлением бонусных минут в сочетании с негативными сезонными факторами «привели к сокращению квартальной выручки по сравнению с четвертым кварталом прошлого года». «Мы ожидаем возобновления роста выручки и чистой прибыли во втором квартале этого года», – отметил г-н Сидоров. По его словам, уровень маржи OIBDA в первом квартале оказался ниже прогнозов, что связано «с единовременными факторами снижения прибыльности бизнеса на Украине».

«Подвела» МТС и украинская «дочка» – UMC. В частности, там ее доля рынка сократилась с 53% до 50%. Причиной этого стали агрессивные кампании по привлечению абонентов, осуществленные конкурентами, а также увеличение числа игроков на рынке, считают в МТС. Снижение эффективности бизнеса МТС в этом регионе также вызывает тревогу у экспертов. «Не исключено, что одна из причин этого – «политический фактор». Общий политический вектор – негативное отношение к российскому бизнесу на Украине – вероятно, может негативно отразиться на результатах работы МТС там», – сказал RBC daily источник, знакомый с ситуацией в компании. Впрочем, в России, по собственным данным оператора, МТС продолжает контролировать около 35,4% рынка сотовой связи. Доля рынка МТС в Узбекистане по состоянию на конец первого квартала 2005 г. сохранилась на уровне 58%, а в Белоруссии – на уровне 50%. На 31 мая 2005 г. общая абонентская база оператора насчитывала 42,32 млн абонентов.

Опрошенные RBC daily аналитики отмечают, что результаты МТС оказались ниже ожиданий рынка. «Показатели МТС хуже, чем мы предполагали. Выручка упала по причине снижения ARPU в России и на Украине», – сказала в разговоре с RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Елена Баженова. Так, ARPU абонента МТС в России снизился на 7% и составил в первом квартале 9,1 долл. (с 11,2 долл.), на Украине средний доход с абонента уменьшился с 12,4 до 10 долл. «Судя по всему, это произошло в том числе и потому, что было больше неактивных абонентов», – отметил RBC daily аналитик «Ренессанс Капитал» Александр Казбеги. По его словам, чистая прибыль оператора в первом квартале снизилась как из-за уменьшения выручки, так и по причине изменения политики учета амортизации, в результате чего выросли амортизационные отчисления компании. Впрочем, аналитики полагают, что МТС показывает устойчивый рост. «Снижение ARPU – это общая тенденция на российском рынке. Однако МТС, вероятно, готовы к этому и будут предпринимать меры по повышению эффективности бизнеса, например, регулировать расходы на привлечение новых абонентов», – сказала бизнес-директор по рынку связи аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Анастасия Гайдук. По ее словам, есть еще один фактор, объясняющий «не выдающиеся» результаты начала года, – сезонные колебания. «Первый квартал, как правило, всегда не самый лучший для операторов по динамике операционной деятельности», – отметила г-жа Гайдук.

Аналитики ожидают, что «ВымпелКом» в первом квартале этого года должен показать несколько более высокие темпы роста выручки по сравнению с четвертым кварталом 2004 г. Видимо, в динамике показателей конкурирующих компаний будет много общего, например, снижение ARPU и повышение рентабельности EBITDA. По прогнозам аналитиков ИГ «АТОН», рост выручки «ВымпелКома» окажется более значительным, чем у конкурента (на 9% в квартальном сопоставлении по сравнению с 4% у МТС), а рост чистой прибыли второго оператора, по оценкам экспертов, окажется в пределах 21% (до 102 млн долл.). «Мы ожидаем менее выраженного падения ARPU у «ВымпелКома» из-за более равномерного притока потребителей», – сказал г-н Казбеги. Как и МТС, «ВымпелКом», по прогнозам экспертов, продемонстрирует повышение рентабельности EBITDA до 51%, что отражает тенденцию сближения рентабельности двух операторов. «Основные показатели МТС и «ВымпелКома» должны быть сопоставимы. Разница в объемах бизнеса», – отметила Анастасия Гайдук. Аналитики рекомендуют покупать акции ведущих сотовых операторов, отмечая при этом, что на фоне недавних заявлений руководства «ВымпелКома» (генеральный директор Александр Изосимов 27 мая сказал, что считает прогнозы аналитиков в отношении его компании завышенными) любые неприятные сюрпризы в отчетности компании могут быть очень негативно восприняты рынком.