Нефтяники Удмуртии в очередной раз продемонстрировали свою роль в промышленном росте в республике. В условиях стагнации в машиностроении в 1 квартале текущего года рост нефтедобычи помог затушевать картину упадка в экономике. Между тем факт остается фактом: производство в обрабатывающих отраслях республики угасает. И этот процесс при экономическом курсе нынешних властей республики закономерен: нет инвестиций – нет работы и прибыли.

 Прошлый год республика закончила с ростом промышленного производства всего в 1%, тогда как по России он составлял 6,5%. В 1-м квартале темпы роста в российской промышленности снизились до 3,9%, в Удмуртии, наоборот, выросли – до 3,6%. Что касается России, то, как отмечают эксперты, замедление темпов промпроизводства связано с сокращением инвестиционной активности и укреплением курса рубля (на 5% за 1 квартал, по данным Центробанка), что снижает конкурентоспособность отечественных товаров.

Вместе с тем, несмотря на схожие проблемы, ситуация в экономике Удмуртии далека от общероссийской: обрабатывающие отрасли республики - основа сбалансированной экономики – провели 1 квартал 2005 года в состоянии стагнации. По России в целом обработка развивалась даже более значительными темпами, чем сырьевые отрасли. Так, в январе-марте текущего года рост на обрабатывающих предприятиях России составил в среднем 5,3%. В Удмуртии за этот же период аналогичный показатель оказался отрицательным (-4,4%). В то же время нефтедобыча на территории республики увеличилась в 1 квартале на 10,7%, тогда как в среднем по России было добыто нефти на 3,6% больше, чем за январь-март прошлого года. В целом по добывающей промышленности общероссийский показатель роста составил 2,5%.    

Удешевление производства иномарок вкупе с повышением отпускных цен отечественными автомобильными заводами сделали свое дело: по данным за январь-март текущего года, производство автомобилей в России сократилось на 5,5%. Ижевский автозавод, специализирующийся на производстве дешевых машин, тоже не избежал кризиса. В январе-марте на “Ижавто” был зафиксирован спад производства на 25% к уровню аналогичного периода прошлого года. В результате по группе компаний “Ижмаш”, в которую формально входит автозавод, произошло снижение на 12,5%. Другой промышленный аутсайдер Удмуртии в 1 квартале 2005 года – ИЭМЗ “Купол”: объемы производства на предприятии снизились более чем на 70% по сравнению с прошлым годом.

Около 12% объема промпроизводства в республике формируют предприятия черной металлургии. На крупнейшем предприятии этой отрасли в Удмуртии – АО “Ижсталь” - рост производства в январе-марте 2005 года составил 49%. В целом же по металлургии наблюдается спад (-4,3%). Прогноз на ближайшее будущее для отрасли не совсем благоприятен в связи с зафиксированным в 1 квартале снижением спроса на сталь в Китае и Европе. К тому же, как сообщают информагентства, Китай в этом году сам превратился в крупного экспортера стали, значительно увеличив ее производство. Это привело к глобальному снижению цен и, соответственно, к сокращению рентабельности металлопроизводств.

В других отраслях переработки в январе-марте были достигнуты следующие результаты: производство машин и оборудования – спад на 29,7%, пищевых продуктов – спад на 2,4%, более чем на 20% выросло производство стройматериалов и текстильной продукции, на 7% - производство продукции деревообработки. На остальных, помимо уже упомянутых, крупных предприятиях Удмуртии за 1 квартал объем производства увеличился: на Ижрадиозаводе (+36%), “Буммаше” (25%), ИМЗ (16,5%), “Ижнефтемаше” (12%), ЧМЗ (11,5%).                   

Инвестиции в основной капитал в Удмуртии за январь-март выросли на 2,3%, что несопоставимо по уровню с не таким уж и высоким общероссийским показателем (более 6%). Опять дала о себе знать давняя проблема республиканских властей – снижение прибыльности экономики: за 1 квартал 2005 года сальдированный финансовый результат составил лишь 86% от уровня аналогичного периода прошлого года.

В сельском хозяйстве за первые 3 месяца текущего года произошел рост на 2,8%. Надои молока на одну корову составили в среднем 775 кг, при этом выше среднего доятся коровы только в 6 районах, которые и делают общий показатель. За этот же период уменьшилось поголовье скота от 1% до 14% по разным районам: в отсутствие прибылей хозяйства расплачиваются с кредиторами средствами производства, то есть коровами. Посевные площади в 2005 году по распоряжению президента Волкова должны быть увеличены с 1026 до 1035 тысяч га. Таким образом, поставленная задача по производству 1 млн тонн зерна при средней по Удмуртии урожайности около 10 ц/га, будет решаться просто – за счет расширения посевов.           

Еще большее отставание Удмуртии от России проявилось в социальной сфере. Важнейший индикатор уровня жизни – денежные доходы на душу населения – в республике оказался в марте в 1,8 раза меньше, чем в среднем по стране. Так, в республике он составил 4014 рублей на человека, в России – 7327 рублей. В марте 2004 года разрыв с Россией составлял 1,75 раза, в марте 2003 года – 1,6 раза. Похоже, скоро можно будет вести речь о том, что уровень жизни в Удмуртии в 2 раза ниже, чем в целом по России. Та же самая ситуация в борьбе с бедностью: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в республике составляла по итогам 1-го квартала 28%, тогда как в России – 14%. Таким образом, можно констатировать, что в Удмуртии население ровно в 2 раза беднее, чем в среднем по России.

Инфляция с начала года в Удмуртии составила 5,1% (в марте 2004 года – 3,5%), что равно среднероссийской за этот же период. Из продовольственных товаров наиболее сильно подорожали фрукты, овощи и картофель. Например, капуста в марте 2004 года продавалась по средневзвешенной цене 6,48 руб./кг, сегодня – по 14,38 руб./кг. Стоимость минимального социального набора увеличилась с начала года на 14%. Цены на бензин марки АИ-92, по данным статистики, в марте составляли 99% к уровню декабря 2004 года. Что затем произошло в апреле, нам предстоит узнать в следующем выпуске обзора социально-экономического положения в республике. Напомним только, что Ижевск занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по стоимости основных видов топлива, оставив далеко позади все окружные города-миллионники.    

Кризис в промышленности Удмуртии привел к высвобождению занятых на предприятиях. Численность официально зарегистрированных безработных в республике в марте достигла 20 тысяч человек, что на 30% больше, чем в марте 2004 года. Уровень реальной безработицы в Удмуртии оценивается в 8% от экономически активного населения, то есть на уровне 50 тысяч человек. В результате неминуемого сокращения персонала, прежде всего работающих пенсионеров, на проблемных предприятиях эта цифра к концу года будет расти.

По итогам 1 квартала в экономике республики было занято 602 тысячи человек, что на 19 тысяч меньше, чем в январе-марте прошлого года. Всего же начиная с 2001 года, когда в Удмуртии начала действовать программа социально-экономического развития президента Волкова, количество работающих на предприятиях республики сократилось на 40 тысяч человек. Количество жителей республики за этот же период уменьшилось на 4% и составило, по данным за прошлый год, 1552 тысячи человек против 1621 тысячи в 2001 году. Таким образом, начиная с момента вступления Александра Волкова в должность президента Удмуртии население республики убывает со скоростью 1% в год.

Количество умерших в январе-феврале 2005 года превысило количество родившихся на 50% (за 2 месяца прошлого года превышение смертности над рождаемостью составляло 42%). Рождаемость при этом уменьшилась по сравнению с январем-февралем 2004 года на 10%. За первые два месяца года из Удмуртии уехало 2686 человек, приехало – 2427. Несмотря на то, что отрицательный миграционный баланс несколько, если так можно выразиться, улучшился, состав приезжающих пока не в пользу республики ни количественно, ни качественно.