Вопрос о том, назначать или выбирать мэров российских городов, на протяжении последних десяти лет обсуждался неоднократно и на самом различном уровне. Единые правила игры так и не были выработаны, в результате каждая территория решала этот вопрос по-своему. Все это время «заповедниками» назначенчества всегда были соседние Татарстан и Башкирия. Попытку насадить эту систему в Удмуртии в 1996 году предпринял Александр Волков, тогда еще председатель Госсовета – высшее должностное лицо республики. Нормотворчество последних лет существенно расширило возможности региональных властей в деле устранения населения от прямого влияния на выборы мэров. С 1 января 2006 года вступает в силу закон, описывающей три пути в городские начальники: прямые выборы всем населением, выборы из числа депутатов городского собрания и назначение главы администрации по контракту. До этого срока региональные и муниципальные власти должны сами определиться, какие из предложенных возможностей они будут использовать. При этом им было рекомендовано в сложных случаях проводить референдумы. Первый плебисцит не заставил себя долго ждать. 27 марта жители Башкирии прочитали в бюллетенях буквально следующее: “Согласны ли вы с тем, чтобы в соответствии с требованиями федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", инициированного Президентом Российской Федерации  В. В. Путиным, была установлена следующая структура органов местного самоуправления муниципального образования: представительный орган муниципального образования (Совет), председателем которого является избираемый из его состава глава муниципального образования (Председатель Совета); местная администрация муниципального образования (Администрация) во главе с главой местной администрации (Глава Администрации)?” Не удивительно, что за проголосовало 96% селян и 87,9% горожан, поскольку каждый понимал вопрос по-своему.

Сохранение выборности мэров оставляет их в политическом пространстве в качестве фигур, сопоставимых с главами регионов. Более того, в кризисных ситуациях они будут более легитимными, поскольку  получили свой властный мандат напрямую от населения, а не от вышестоящего начальства. Все это не очень укладывается в идеологию создаваемой в России политической системы, где главной ценностью объявлена стабильность не смотря ни на что. В деле назначения мэров главной трудностью считался принцип независимости местного самоуправления, закрепленный в российской конституции и международных обязательствах нашей страны. Обойти неудобное законодательство удалось путем подзаконных актов. При варианте с назначением мэра по контракту будет создаваться специальная комиссия, которая будет вести отбор кандидатов на должность глав администраций региональных центров. Половину членов комиссии будет представлять губернатор, а половину – местное законодательное собрание. По мнению президента Конгресса муниципальных образований Олега Сысуева, серьезного сопротивления подобным нововведениям ожидать не приходится. «Надо иметь в виду, что «буйных» мэров мало осталось. Экономическая удавка такая сильная, что они готовы хоть назначаться, хоть вешаться – лишь бы ее ослабили», – отмечает он.

Большинство жителей России выступает за выборность мэров, но число регионов, где власти пренебрегают общественным мнением, растет. Ижевчане пока сохранили право самим определять, кто будет ими управлять на протяжении пяти лет. Остается надеяться, что осенью они воспользуются им не в последний раз.