Снижение темпов промышленного роста в прошлом году до 1% ставит перед правительством Удмуртии еще одну проблему помимо дефицита бюджета - это рост безработицы в республике. С учетом того, что под сокращение попадают прежде всего работающие пенсионеры и работники предпенсионного возраста, осенью властям Удмуртии придется столкнуться с еще более массовыми митингами, чем те, которые идут в республике с начала года.

В 2004 году сокращения персонала прошли на 39 промышленных предприятиях республики, в результате чего без работы оказались около 3,5 тысячи человек. Самые крупные по численности увольнения были зафиксированы в “Удмуртгеологии”, на “Ижстали”, “Ижнефтемаше”, подшипниковом заводе и на “Куполе”.

С начала года о планируемых сокращениях объявили “Ижавто” и Подшипниковый завод. Только на автозаводе в связи с закрытием основных конвейерных линий должны быть уволены около 700 человек. По-прежнему сохраняется угроза массового высвобождения рабочих на “Ижстали”. После окончательного ухода с завода правительства Удмуртии теперь ничто не мешает новому собственнику “Ижстали” - челябинской группе компаний “Мечел” - повторить события в Белорецке, когда оптимизация производства потребовала уволить с местного металлургического комбината более 1 тысячи человек. Часть из них затем была принята обратно, но острый социальный эффект в этом небольшом башкирском городке был достигнут. ИЭМЗ “Купол”, сокративший в прошлом году объемы производства более чем в 2 раза, также остается в “черном списке” поставщиков безработного населения. Не предвещает ничего хорошего и нестабильная ситуация на “Буммаше”, где к тому же рабочим долгое время не выплачивали заработную плату.

На сегодня уровень реальной безработицы в Удмуртии достиг 8% от численности экономически активного населения. Практически не работает село, в результате чего бывшие колхозники должны перебираться на поиски работы в города. Что их ждет здесь? По данным Службы занятости по УР, в республике отмечается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, при котором среди безработных преобладают специалисты и служащие, а со стороны работодателей востребованы представители рабочих специальностей. Так, потребность в работниках на середину марта составила 5773, из них по рабочим профессиям - 4379 человек. При этом нагрузка незанятого населения (только состоящего на учете в службе занятости) на одну заявленную вакансию составила 3 человека. В 2004 году на конец февраля это было 2 человека.

Очевидно, что безработных в республике становится гораздо больше, чем рабочих мест. При этом вакантные рабочие места остаются непривлекательными для большинства ищущих работу. За 2004 год в списке самых востребованных профессий на рынке труда Ижевска – автоэлектрик, вахтер, официант, водитель, дворник, грузчик, агент, кладовщик, дизайнер и т.д. с минимальной оплатой труда от 600 до 2000 рублей.

При имеющихся в республике объемах инвестиций в основные фонды ситуация на рынке труда Удмуртии, напрямую связанная с открытием новых производств и бизнесов, пока будет только ухудшаться. В республике нет денег – они с трудом идут сюда, но зато легко уходят. Денег не хватает не только на крупные экономические проекты, хотя дело здесь не только в средствах, но и в доверии к нынешней республиканской власти. Денег нет даже на то, чтобы обеспечить бывшим льготникам достойный уровень компенсационных выплат. Печальным курьезом стал недавний отказ правительства обеспечить выплаты ветеранам боевых действий, которых в республике не больше 200 человек «в связи с отсутствием финансовых возможностей».

В Удмуртии с безработицей и деньгами было и хуже – достаточно вспомнить 1996 год, когда остановился “Ижмаш”. Но тогда никто еще не знал слóва “монетизация”, а в прошлом году эту тему только лишь обсуждали. Сегодня монетизация стала реальностью и главным фактором социальной напряженности в Удмуртии, которую правительство республики как будто специально подогревает заявлениями о строительстве зоопарка. Пожилые люди лишаются одновременно работы и поддержки государства, и многим из них в этом году может стать не до садоогородов, как на то уповают противники митингов среди республиканских чиновников. Идущие на фоне народных волнений смена собственника на крупных предприятиях республики, ухудшение бюджетной обеспеченности региона и стагнация в экономике могут вылиться осенью в серьезный социальный кризис в республике.