В апреле Удмуртия снова отличилась в рейтингах Приволжского федерального округа. По розничным ценам на нефтепродукты столица республики, город Ижевск, находится далеко впереди всех остальных 13-ти региональных центров ПФО. 

 По данным сайта regnum.ru, средневзвешенная цена 1 л топлива в Ижевске на 11 апреля составляла: АИ-76 – 11,32 руб., АИ-92 – 14,68 руб., дизельного топлива – 12,49 руб. Сегодня на ижевских автозаправках АИ-92 продается уже за 15 рублей без учета скидок по дисконтным картам, которыми пользуются многие владельцы автомобилей республики. Для сравнения приводим цены на топливо в некоторых городах ПФО. В Кирове и Перми АИ-92 стоил 11 апреля, соответственно, 13,80  руб. и 13,61 руб. за 1 л, а в Нижнем Новгороде – 13,46 руб., что на 1,20 руб. меньше, чем в Ижевске.

Правдоподобно объяснить феномен Ижевска с его заоблачными ценами на бензин с каждым годом становится все труднее. Владельцы автозаправок говорят, что повышать цены их вынуждает диктат нефтеперерабатывающих заводов. А так как практически все НПЗ принадлежат нефтяным холдингам, то виноваты, в конечном счете, нефтяники, которые в условиях высоких мировых цен на нефть стремятся продавать “черное золото” за рубеж. Однако байка о том, что российские НПЗ по воле нефтяных олигархов остались без сырья, в прошлом году не подтвердилась: объем производства нефтепродуктов даже увеличился, как, впрочем, и экспорт.

По мнению “Д”, дороговизна топлива в Удмуртии обусловлена двумя факторами: первый - монополизация рынка розничной продажи топлива со стороны его ценового лидера АО “Удмуртнефтепродукт”, второй – “Удмуртнефтепродукт” является независимым нефтетрейдером, то есть не входит в состав какой-либо вертикально-интегрированной нефтяной компании и не может приобретать нефтепродукты по более низким корпоративным ценам. При этом российские владельцы АЗС привыкли работать с рентабельностью в 25-30% вне зависимости от уровня оптовых цен. Кроме того, “Удмуртнефтепродукт”, являясь государственной компанией, занимается инвестированием убыточных предприятий сельского хозяйства, а издержки монополиста должны оплачивать автолюбители. Так, по словам руководителей УФАС по Удмуртии, взятие “Удмуртнефтепродуктом” на баланс Глазовского комбикормового завода в 2002 году значительно ухудшило финансово-экономические показатели предприятия.

По словам чиновников, повлиять на бензоторговцев  никак нельзя, поскольку этот рынок не регулируется государством. Между тем, правительство Удмуртии имеет полный контроль над “Удмуртнефтепродуктом”, являясь его учредителем, и в результате мы имеем то, что имеем: первое место в ПФО по ценам на топливо. Эта ситуация просто не укладывается в голове. 

Прошлогодний рекордный рост цен от 40% и выше на разные виды топлива, по мнению министра экономики РФ Германа Грефа, в текущем году не повторится: рост будет “умеренным”. Что это означает, министр не пояснил, но уже сейчас, согласно опросу ВЦИОМ, 49% россиян называют рост цен на бензин серьезной причиной снижения их уровня жизни.