Закончился 1 квартал 2005 года. После проведенной в 2004 году реформы федеральных органов власти это был первый период, по которому можно говорить о результатах работы обновленных органов.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике осуществляет свою деятельность по надзору в различных сферах природопользования, в частности в недропользовании, лесопользовании, водопользовании, кроме того, проводит государственную экологическую экспертизу материалов, касающихся вопросов природопользования.
С какими результатами закончило 1 квартал текущего года Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике?
В области контроля и надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр проверена и изучена деятельность предприятий ГУ "Камводпуть", ОАО "Белкамнефть", ООО "Урал-Нафта", ООО "ФУТЭК". Результаты контрольной деятельности:
ООО "ФУТЭК" осуществляет добычу нефти и газа на Южно-Люкском месторождении нефти, при этом предприятием не выполняется ряд условий, установленных лицензией на право пользования недрами, в том числе не выполняются установленные лицензией объемы добычи нефти, не проведена геоэкологическая оценка состояния лицензионного участка, не внедрена система мониторинга состояния недр и природной среды, не выполняются требования технологической схемы по фонду скважин, технологические документы не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы. Предприятию по результатам проверки выданы предписания, наложено административное взыскание.
ООО "Урал-Нафта" ведет добычу нефти на Дубровинском месторождении. В ходе проверки выявлено, что не выполняются условия, установленные в лицензии, в части ввода месторождения в промышленную разработку, проведения государственной экспертизы запасов, объемов эксплуатационного бурения, проведения геоэкологической оценки состояния лицензионного участка, мониторинга состояния недр. Выданы предписания, материалы проверки переданы в органы прокуратуры. Поставлен вопрос об отзыве лицензии.
В ОАО "Белкамнефть" проведена целевая проверка на Вятской площади Арланского месторождения. Выявлено, что в 2002 году ОАО "Белкамнефть" осуществляло безлицензионную добычу нефти и попутного газа на турнейском объекте указанного месторождения. Рассчитаны убытки, направлено исковое заявление в суд. Кроме того, обустройство ряда кустовых площадок месторождения осуществлено по проектным документам, не прошедшим государственную экологическую экспертизу. Выданы предписания, наложено административное взыскание.
В области контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов проверено 8 предприятий, а так же водоохранная зона Ижевского пруда в пределах шлакоотвала ОАО "Ижсталь".
В ходе контрольной деятельности проверялось наличие лицензий и договоров на право пользования водными объектами, нормативов предельно-допустимых сбросов и их соблюдение, наличие водоизмерительных устройств на водозаборах и выпусках, достоверность учета водопотребления и водоотведения, соблюдение условий водопользования, состояние водохозяйственных сооружений и соблюдение правил их эксплуатации, состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос, соблюдение режима хозяйственной деятельности в их пределах, достоверность данных, представляемых в формах государственной статистической отчетности, достоверность расчета платы за пользование водными объектами.
Из общего количества проверенных водопользователей основными загрязнителями водных объектов являются:
- МУП ЖКХ администрации Сарапульского района, где допускается безлицензионное пользование водными объектами для сброса сточных вод в реки Бол. Сарапулка, Мал. Сарапулка, Кама, сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, содержание в неисправном состоянии биологических очистных сооружений, отсутствие контроля за влиянием сбросов сточных вод на водные объекты, недостоверный расчет платы за пользование водными объектами, несвоевременное внесение платежей.
- ОАО "Сарапульский машиностроительный завод", где допускается сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса загрязняющих веществ.
- Учреждение ЯЧ 91/6, где допускается безлицензионное пользование водным объектом для сброса сточных вод, содержание очистных сооружений в неисправном состоянии, сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, отсутствие аналитического контроля за качеством сточных вод.
Всего выявлено 38 нарушений в области соблюдения водного законодательства. К административной ответственности привлечены МУП ЖКХ администрации Сарапульского района, ОАО "Сарапульский машиностроительный завод". Материалы по Учреждению ЯЧ 91/6 переданы в органы прокуратуры.
В течении 1 квартала проведена проверка готовности гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, расположенных на территории Удмуртской Республики. В частности, проведены проверки гидротехнических сооружений Карашурского пруда на р. Селычка Як-Бодьинского района, гидротехнических сооружений Ижевского и Камбарского водохранилищ, ГТС Михайловского пруда в д. Михайловка Камбарского района.
Все обследуемые сооружения требуют проведения текущего ремонта, не разработаны декларации безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатационный персонал не прошел специальное обучение. На Ижевском водохранилище с 2001 года проводится ремонт концевой части сооружения. В настоящее время ремонт не завершен. Гидротехническое сооружение Пудемского водохранилища не имеет службы эксплуатации.
Проведено рабочее совещание в администрации Ярского района совместно с представителями Минприроды УР, Главного управления МЧС России по УР, администрации Ярского района. Принято решение, что до определения вопроса о балансодержателе ГТС Пудемского водохранилища эксплуатацией гидротехнического сооружения Пудемского водохранилища будет заниматься администрация Ярского района.
По результатам проверок выявлено, что на предприятиях-балансодержателях и эксплуатирующих организациях проводятся работы по подготовке ГТС к приему и пропуску паводковых вод. На предприятиях созданы паводковые комиссии, разработаны планы мероприятий, проводится проверка работоспособности электросилового и механического оборудования, проводятся регулярные наблюдения за уровнем воды в водоемах. Чрезвычайных ситуаций на водоемах не отмечено.
В области лесного контроля государственными инспекторами Управления проведена 21 проверка, выявлено 26 нарушений лесного законодательства, вынесено 21 постановление о назначении административного наказания. В Арбитражный суд УР были направлены 2 иска о возмещении ущерба за нарушения лесного законодательства.
Основными нарушениями являются незаконная рубка, самовольное занятие участка лесного фонда, нарушение правил лесопользования, не очистка мест рубок, захламление участков лесного фонда бытовыми отходами.
Так, например, при проверке ЗАО "РП Технология" выявлено самовольное занятие участка лесного фонда, чем нарушена статья 63 Лесного Кодекса РФ, наложено административное взыскание, предъявлен иск о возмещении ущерба, исковое заявление направлено в Арбитражный суд УР.
Для проведения государственной экологической экспертизы Управлением привлекаются внештатные эксперты, количество которых составляет более 130 человек. Это ученые и высококвалифицированные специалисты высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и проектных организаций, таких как Удмуртский государственный университет, ИжГТУ, Ижевская медицинская академия, Ижевская сельхозакадемия, Институт прикладной механики Удмуртского отдела УНЦ РАН, ПКИ "Промпроект", ОАО "Ижмашпроект", ОАО институт "Удмуртгипроводхоз", ОАО "Удмуртсельпроект", ЗАО "Удмуртгражданпроект", ОАО "Прикампромпроект", ГИП "Автодормостпроект", УНПП "НИПИнефть", ОАО "Удмуртгипрозем" и др.
Основной проблемой, возникающей при проведении экологической экспертизы, является отсутствие нормативных правовых актов, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В целях обеспечения взаимодействия между Управлением Росприроднадзора по УР и Управлением Ростехнадзора по УР разработан временный порядок проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня (Удмуртской Республики), утвержденный совместным приказом.
Всего за квартал Управлением проведено 43 экспертизы, две из которых получили отрицательное заключение, кроме того, 7 материалов возвращено ввиду их некомплектности, в связи с неоплатой, один документ не подлежит экспертизе.
В целом можно констатировать, что болезненный этап реформирования и становления Росприроднадзора по Удмуртской Республике пройден. Сейчас мы приступаем к целенаправленной, методичной работе, целью которой является безусловное исполнение федерального законодательства во всех отраслях природопользования. Пресс-служба Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике.