В редакцию пришли два письма от федеральных льготников-инвалидов, получивших в региональном отделении Фонда социального страхования (ФСС) путевки на санаторно-курортное лечение в счет соцпакета в санатории 'Варзи-Ятчи'. В сумме более тридцати подписей. В письмах выражено единодушное мнение - к льготникам там отнеслись плохо. Первым делом я позвонила в Фонд соцстрахования.


фото Перепугались

На другом конце провода возникла напряженная пауза. Ответившая мне заместитель управляющего региональным отделением ФСС Марина Сапожникова, попытавшись отослать меня к специалисту по связям с общественностью, все-таки согласилась принять журналиста на следующий день. И мы встретились. Причем упомянутый специалист поджидал меня уже на подступах - и первым делом в своем кабинете снял копии полученных редакцией писем. Затем отнес их начальству и лишь минут десять спустя привел меня в кабинет Сапожниковой, где уже находилась и главврач санатория 'Варзи-Ятчи' Лия Николаевна Соловьева. Но на мою просьбу оставить на время нашей с Сапожниковой беседы и главврача (поскольку жалобы-то касаются непосредственно ее учреждения) хозяйка кабинета ответила решительным отказом - мол, она подождет и затем ответит на мои вопросы. Однако уже 15 минут спустя (я записала на диктофон все, что хотела сказать мне Марина Владимировна) та же Сапожникова, надолго оставив меня одну в своем кабинете, вернулась и развела руками - мол, главврач 'неожиданно уехала в правительство'.
Думаю, не надо быть детективом, чтобы понять, что человек, желающий развеять возведенную на него 'напраслину' (если они считают, что письма содержат необоснованные жалобы отдыхающих), стремился бы как раз не уклониться от встречи с журналистом, а сам настаивал на этой беседе - привел все имеющиеся в его распоряжении аргументы, чтобы защитить честь и марку возглавляемого заведения. Однако Лия Николаевна, ознакомившись с содержанием писем, от встречи с журналистом уклонилась - значит, ей, как говорится, 'нечем крыть'.
Кроме того, были и другие звонки в редакцию - 'сверху', 'авторы' которых пытались выяснить суть нашего интереса к санаторию.

Не предупредили

О содержании писем. В них более половины из февральско-мартовского заезда (тридцать с лишним человек из полусотни) с обидой и болью пишут о том, какой стресс они получили во время 'лечения'.
Претензия 1. Размещение. Пятый корпус - самый удаленный и от столовой с клубом, и от лечебницы. А среди инвалидов было много страдающих заболеваниями костно-мышечной системы (что вполне соответствует профилю санатория и показаниям в направлениях больных). То есть фактически им пришлось бы ежедневно 'наматывать' как минимум 6-8 км 'пеших прогулок', к которым они отнюдь не были готовы. Это четыре похода в столовую плюс хотя бы один на лечение.
Претензия 2. Многие из больных рады были получить эту путевку, потому что бывали в этом санатории, знают о чудесных свойствах здешних грязей. Но получить столько и таких процедур, которые бы им хотелось, они не смогли - им, словно в насмешку, прописывали 6 сеансов массажа (на 21 день!), столько же ванн (причем не тех, о которых просили, а почему-то других), а грязь приходилось либо 'брать с боем', либо доплачивать.
Все в один голос говорят, что прежде получали столько процедур, что не успевали все обойти до обеда.
Претензия 3. Льготников обособили не только тем, что поселили их на отшибе. Они и в столовой сидели отдельно от 'платных' отдыхающих. Судить о разнице в составе меню и качестве блюд поэтому затруднительно. Но в целом питанием инвалиды недовольны - завтраки холодные, блюда заменить было нельзя, дежурные 'котлеты':
Заглянувший вскоре после 8 марта в санаторий 'на огонек' спикер удмуртского парламента Игорь Семенов на обед был торжественно препровожден главврачом в VIP-зал. А сам он не догадался подойти к отдыхающим, спросить, как им тут живется.

Обидели

Сапожникова, честно глядя мне в глаза, сказала, что всех, кому давали путевки в санаторий 'Варзи-Ятчи', предупредили, что корпус находится, мягко говоря, не рядом с лечебницей. Все опрошенные мною 'подписанты' опровергают ее слова - никто из них не знал, что придется ходить так далеко. И были шокированы старенькими интерьерами палат. Ни радио, ни тем более телевизоров в номерах не было. Только в холлах на двух из трех этажей.
А главное - это барское недоброжелательство к 'бесплатникам'. Хотя, по словам Сапожниковой, на каждого льготника заложено 400 рублей (плюс уральский коэффициент) на койко-день, то есть в целом на заезд выходит 9660 рублей. Что, согласитесь, вовсе не бесплатно. Деньги Фонд санаториям перечисляет ежемесячно. Так какие же 'бесплатники'?
'Ходят тут:' - эту реплику, сказанную сквозь зубы, услышал один из отдыхающих, а начмед в ответ на просьбу выписать грязи на больные суставы откровенно сказал: 'Я не имею права!..' После такого 'оздоравливания' многие из 'подписантов' до сих пор лечатся в амбулаториях или домашними средствами.
Справедливости ради скажем, что те люди, которые рассказали нам о пережитом стрессе в 'Варзи-Ятчах', охотно передают информацию, полученную от друзей и знакомых, отдохнувших и подлечившихся в других здравницах. Так, с восторгом они отзываются о санатории 'Металлург', профилакториях 'Сосновый' и 'Нефтяник'. Никто там не ограничивал им количество процедур, не давал понять, что они здесь - всего лишь 'бедные родственники':
Благодарю за предоставленную информацию Ольгу Михальцеву, Ольгу Бурову, Лидию Федорову и др.