Эксперты теряются в догадках: зачем подмосковная компания билась с 'ЛУКОЙЛом' и СИБУРом за крупный и рискованный актив в Башкирии?

Состоялся еще один сравнительно крупный приватизационный конкурс, и его итоги 'вызвали больше вопросов, чем ответов'. 100% акций ОАО 'Полиэф' (г. Благовещенск, Башкирия), выставленные РФФИ на продажу, не достались ни 'ЛУКОЙЛу', ни СИБУРу. За 3 млрд 38 млн руб. (что почти в два раза превысило стартовую цену аукциона) предприятие перешло в собственность некоего ООО 'Завод Селена'.

Напомним: 'Полиэф' - уникальное предприятие по производству полимерно-пленочных материалов - полиэтилентерефталата (ПЭТФ) и т. д., которые ныне в основном ввозятся из-за рубежа. 'Основное дальнейшее использование полиэтилентерефталата - это различные виды пленок и пластиковые бутылки - один из самых перспективных сегментов на российском рынке, - сказала RBC daily аналитик ИК 'ФИНАМ' Мария Радина. Предприятие строится уже много лет - и в последние годы строительство финансировалось из бюджета Республики Башкортостан (имелась договоренность с федеральными структурами о соответствующих компенсациях со стороны компании - победителя конкурса. Объем долгосрочных финансовых обязательств 'Полиэфа' оценивался на конец прошлого года в почти 7 млрд руб. ). Правительство Башкирии было представлено в совете директоров 'Полиэфа' на самом серьезном уровне (в том числе главы правительства и его замов).

В 2003 г. РФФИ уже пытался продать 'Полиэф' (дважды - в мае и сентябре), однако конкурс не состоялся в связи с отсутствием заявок. На сей раз, с третьей попытки, недостроенное предприятие все-таки ушло с молотка, причем итоги этой продажи вызвали замешательство у аналитиков. Большинство из них было убеждено, что предприятие достанется крупному известному игроку - либо 'ЛУКОЙЛу', либо СИБУРу. Когда победителем оказалась малоизвестная 'Селена', заговорили было о новой 'Байкалфинансгруп', действующей в интересах 'третьего лица'. По мнению Марии Радиной, 'можно предположить, что покупателем стали представители местного капитала, которые непосредственно связаны либо с НК 'Башнефть', либо с региональными нефтехимическими активами'. 'Нефтеперерабатывающий комплекс - это, с точки зрения рынка, жемчужина Башкирии, - говорит начальник аналитического отдела ФК 'Мегатрастойл' Александр Разуваев. - Бумаги местных НПЗ вызывали и вызывают повышенное внимание инвесторов. Неудивительно, что еще не достроенный 'Полиэф' также вызвал повышенное внимание, - при этом, хотя информации о компании-победителе мало, вероятнее всего, можно сказать, что это российская компания и что ей каким-то образом 'удалось договориться' с властями'. Однако вскоре выяснилось, что речь идет хотя и о не слишком крупной и не слишком известной, но все-таки весьма давно существующей на рынке нефтепереработки компании. Что уже сильно отличает ее от 'Байкалфинанса' и прочих спешно созданных 'к аукционам' групп.

По информации экспертов RBC daily, ООО 'Завод Селена', прописанное в подмосковном Королеве, входит в ЗАО 'Группа Селена' (центральный офис в пригороде Королева), руководителем и главным акционером (свыше 40% акций) которого является Анатолий Бондарук (член совета директоров АКБ 'ИРС', ряда консалтинговых и прочих разнопрофильных компаний, входил в руководство АБ 'Пушкино'). Компания давно работает в сфере производства и продаж нефтехимической продукции, но, что касается ее интереса к 'Полиэфу', в самом ЗАО RBC daily лишь подтвердили, что 'руководство компании в данный момент находится в командировке в Башкирии'.

Группа 'Селена' - достаточно серьезное и прибыльное предприятие (чистая прибыль по итогам 2003 г. составила свыше 20 млн долл.). И все-таки вопрос, откуда у нее средства на такую покупку и зачем она была осуществлена, не находит однозначного ответа у экспертов. По их мнению, действовать в интересах тех же 'ЛУКОЙЛа' или СИБУРа подмосковная компания не стала бы - точнее, ею эти структуры в данном случае не стали бы прикрываться: не имело смысла. В общем, как сама 'Селена', вполне соответствующая своему названию (богиня Луны, а Луна имеет, как известно, загадочную темную сторону), так и ее цели в данном случае вызывают, скорее, вопросы.

'Самый большой вопрос - откуда у сравнительно малоизвестной компании взялись 109 миллионов долларов и желание покупки довольно рискованного актива, - сказал RBC daily аналитик ГК 'Регион' Константин Гуляев. - Ведь в достройку 'Полиэфа' нужно вложить еще, по разным оценкам, от 150 до 200 млн долл. При этом уже купленное заводское оборудование на сумму более 514 млн долл. лежит чуть ли не под открытым небом, что, понятно, чревато проблемами с его дальнейшим использованием. Вероятно, поэтому ни 'ЛУКОЙЛ', ни "Газпром" в лице СИБУРа не стали рисковать с этой покупкой, хотя для СИБУРа она была бы логичной, так как он мог бы приплюсовать завод в Благовещенске к другим своим подобным активам и выстроить весьма перспективную полимерно-пленочную монополию. Для 'ЛУКОЙЛа', тесно связанного с Башкирией и располагающего собственным сырьем для производства ПЭТФ, приобретение предприятия не менее логично. Но это логика теоретическая, а какие соображения возобладали на практике, в том числе у подмосковной компании - пока остается загадкой'.

'Насколько мне известно, у победителя конкурса, входящего в ЗАО 'Группа Селена', своих нефтедобывающих мощностей нет (Анатолий Бондарук в одном из интервью говорил о наличии своих производств 'в глубине России'. - RBC daily), - говорит эксперт ИК 'ЦентрИнвест Секьюритис' Максим Иванов. - Это обстоятельство ухудшает перспективы нового владельца 'Полиэфа' - в этой области сложно работать без своей сырьевой базы. Для "ЛУКОЙЛа" или СИБУРа с этой точки зрения покупка выглядела бы логичнее. Другое дело, что "Селена" может действовать в интересах каких-либо иностранных структур, которые весьма заинтересованы в проникновении на перспективный сегмент российского рынка. Потребности РФ в ПЭТФ уже сейчас оцениваются в 350 тыс. тонн в год и растут на 10% в год, а внутренних производств, кроме не очень значительного у СИБУРа, нет (почти весь ПЭТФ импортируется). 'Полиэф' с вводом его в строй сможет производить 120 тыс. тонн в год - и получается, что владелец предприятия контролирует треть рынка'.

Источник http://www.rbcdaily.ru