САМАРА - Два года назад Михаил Добындо был уволен с должности вице-президента по производству 'АвтоВАЗа' без перемещения 'по горизонтали', чего раньше на 'АвтоВАЗе' никогда не делали. Но без дела он не остался. Самарская группа 'СОК' доверила Добындо управлять 'ИжАвто' - заводом, который известен как производитель самых дешевых автомобилей, прозванных в народе 'ежиками'. Перед гендиректором 'ИжАвто' стоит задача, использовав последние ресурсы рынка дешевых машин, начать сборку иномарки. Для начала - корейской KIA Spectra.

- Как вы объясните, что в 2002 и 2003 гг. 'ИжАвто' удалось достичь рекордных показателей роста продаж автомобилей 'Иж' и вазовской 'классики', а в 2004 г. он не смог выполнить план. Помешало повышение цен?

- Нет, цены здесь ни при чем. В 2004 г. 'классика' (я имею в виду автомобили классической компоновки - вазовские 'шестерки', 'четверки' и ижевские 'Ода' и 'Ода Fabula' по цене от $3500 до $5000) подорожала на столько же, на сколько и в 2003 г., - в среднем по модельному ряду на 9,9% (в 2003 г.) и 8,6% (в 2004 г.).

Да, летом 2004 г. мы значительно подняли цены на Иж-2126 ('Ода'). Но в 2003 г. каждый автомобиль приносил нам убыток в 12 800 руб. и производить его при таких ценах было бессмысленно. В итоге случилось то, что случилось. Но по сравнению с ростом потребительских цен на 11% и промышленных - на 28% мы повысили цены незначительно.

В 2004 г. 'АвтоВАЗ' повысил объем производства своей 'классики' на 17 000 автомобилей дополнительно к плану. Летом их производство резко пошло вверх, и у нас именно в это время объемы продаж стали падать. В итоге в прошлом году 'АвтоВАЗ' выпустил дополнительно 17 256 машин, а мы недоделали 17 333.

- То есть можно сказать, что вы в какой-то степени зависите от 'АвтоВАЗа'.

- Мы напрямую зависим от 'АвтоВАЗа', а не в какой-то степени. Любое увеличение выпуска 'классики' на 'АвтоВАЗе' автоматически вызывает снижение объемов на 'ИжАвто' на то же число машин.

- Почему покупают не ваши, а вазовские автомобили?

- У 'АвтоВАЗа' более раскрученный брэнд. Брэнд 'ИжАвто' за 90-е гг. просто потерялся. Новую модель нужно было ставить так же, как и 'десятку', в середине 90-х гг., а, по сути, ее поставили только с приходом группы 'СОК', в 2001 г.

- Эксперты объясняют снижение объемов производства 'классики' снижением спроса на дешевые машины. Как вы сами оцениваете перспективы продаж 'классики'?

- Емкость рынка 'классики' не меняется с 1999 г. и, по нашим прогнозам, не будет меняться еще несколько лет. Ежегодно в России покупается от 260 000 до 280 000 машин классической компоновки.

- Но ведь сейчас аналитики говорят о росте благосостояния населения, что вызовет снижение спроса на 'классику'.

- Я что-то этого пока не замечаю. За чертой бедности находится 27% населения. По прогнозам Минэкономразвития, номинальная начисленная зарплата к 2010 г. составит 15 700 руб., а в 2004 г. этот показатель составил 6900 руб. Даже если прогнозы сбудутся, на более дорогие автомобили пересядет лишь часть населения. В конце 2004 г. на 1000 россиян в среднем приходилось 163 машины - против 300 и 420 машин в Восточной и Западной Европе, так что рост платежеспособности должен привести к росту спроса на машины по ценам от $3500 до $5000. Ижевскую 'классику' мы и дальше будем позиционировать в нише 'автомобилей первой покупки'. К освоению более высокой ценовой ниши мы уже приступили, заключив соглашение с KIA Motors о сборке KIA Spectra. А осенью мы объявим о производстве еще одной модели KIA.

- Вы не планируете собирать на 'ИжАвто' переднеприводные автомобили, которые будут сниматься с конвейера 'АвтоВАЗа'?

- С 'АвтоВАЗа' мы брать ничего не планируем. Мы сосредоточимся на корейском проекте и производстве 'классики', в первую очередь 'универсалов' ('четверка' и Fabula).

- Сейчас объем продаж в России - около 1,5 млн машин в год, из которых только 1,1 млн - русские. А через несколько лет, по прогнозам, будет продаваться 2-2,5 млн. Кто обеспечит прирост предложения?

- В первую очередь нишу будут заполнять автосборочные заводы, работающие в России. Вся политика государства должна быть на это направлена, потому что завозить автомобили из-за рубежа при наличии в стране всех необходимых ресурсов - это неправильно. Все страны с сильным автопромом пользовались на этапе его создания запретительными пошлинами. В Китае пошлины до сих пор 38%, несмотря на то что они вступили в ВТО. А были больше 55%. В Иране пошлина больше 100%, в Корее. А мы: Если бы мы проводили такую же политику, наши заводы выпускали бы уже не по 130 000 иномарок в России, а по 300 000. А у нас ввозная пошлина - всего 25%.

- Какую позицию вы занимаете в споре по поводу ввозных пошлин на автокомпоненты?

- Я смотрел только проект постановления, но я так понимаю, что вопрос уже решен и пошлины будут обнулены. Конечно, это серьезный удар по производству автокомпонентов в России. Хорошо, что обнуление пошлин касается только комплектующих для промышленной сборки, а пошлины на запчасти либо останутся на том же уровне, либо будут повышены. Но если государство не проконтролирует соблюдение новых правил, будет беда.

- И все-таки что будет выпускаться в России - иномарки или отечественные автомобили?

- От традиционных отечественных машин уже надо понемногу избавляться. По-хорошему наша 'классика' достаточно архаична. Но мы будем ее выпускать, пока она будет соответствовать минимальным требованиям по безопасности и по экологии и пока люди будут ее покупать.

- Сколько это еще продлится?

- В 2008 г. нужно будет переходить на требования 'Евро-3', что повлечет за собой очередное удорожание автомобилей. Поэтому к 2008-2009 гг. производство 'классики' придется сворачивать.

- Что будет делать 'ИжАвто' дальше?

- Сейчас наша задача ? 1 - успешный запуск KIA Spectra. А дальше посмотрим. Сейчас мы собираем KIA Spectra только по лицензии и без инвестиций с корейской стороны. Возможно, мы расширим рамки партнерства с KIA или найдем другого партнера.

- Правда ли, что сейчас 'СОК' ведет переговоры о партнерстве с несколькими иностранными концернами?

- Переговоры не ведутся. По крайней мере я про них ничего не знаю, а если бы они велись, я бы знал. Но 'ИжАвто' - компания, открытая для переговоров. Со стороны KIA Motors мы в этом смысле никакими обязательствами не связаны. Так сложилось, что мы стали мультибрэндовым предприятием - выпускаем автомобили марок 'ВАЗ', 'Иж', KIA. И я не исключаю, что завтра мы будем собирать еще какой-то брэнд.

- По KIA Spectra заявлялся объем инвестиций в $60 млн.

- Так и есть - $62-63 млн. 28% от этой суммы уже освоено из собственных средств автозавода. Дополнительно нужно еще $2-3 млн на придание современного дизайна существующей инфраструктуре.

- Как будет локализоваться KIA Spectra?

- Не подлежат локализации узлы и детали, влияющие на безопасность, и некоторые элементы электроники из Германии и Японии. А в 2006 г. мы планируем локализовать производство аккумуляторов, шин, колесных дисков, антенн, бамперов, панелей приборов, сидений, некоторые позиции крупной штамповки. Сейчас наши предложения о производстве компонентов для KIA Spectra получили 150 предприятий. Это поставщики 'ИжАвто' и смежники заводов Ford во Всеволожске, 'Автофрамос'. Претенденты пройдут аудит со стороны KIA.

- В последнее время было несколько публикаций в СМИ о том, что проект KIA неудачный для 'СОК'. Вы заметили?

- Разговоров действительно много. Из 400 000 иномарок, проданных в прошлом году, 300 000 проданы в сегменте KIA Spectra. Основные конкуренты нашей машины - это Chevrolet Viva, Hyundai Accent, Hyundai Elantra, Ford Focus и др. Но мы сознательно идем в эту ценовую нишу - от $10 000 до $15 000, чтобы в ней побороться.

- Ваш проект считают неудачным из-за высокой цены, а также из-за того, что KIA Spectra - это устаревшая модель. У вас есть что на это возразить?

- Nissan Maxima не меняет своего внешнего вида уже семь-восемь лет и при этом пользуется хорошим спросом. Корейские автомобильные брэнды в России уже нормально воспринимаются. Hyundai занял 1-е место по продажам, KIA пока седьмая. Европейский автомобиль класса KIA Spectra стоит сейчас на 30% дороже - тот же Ford Focus. А в 2002 г. KIA Spectra, которую мы будем собирать, была признана автомобилем года в США. Опытная партия (в 2004 г. 'ИжАвто' собрал 596 автомобилей) разошлась очень хорошо, причем по высокой цене. За исключением 144 автомобилей самой дорогой комплектации с автоматической коробкой передач. Эту партию мы продавали по цене от $13 500 до $16 500.

- Сколько будут стоить серийные KIA Spectra?

- Официально цену мы назовем в конце апреля - начале мая.

- У ваших конкурентов достаточно низкие цены - например, новый Ford Focus продается по цене от $12 800.

- Я сейчас тоже могу сказать, что в минимальной комплектации, той самой, которая в пробной партии продавалась за $13 500, цена на ижевскую KIA может начинаться от $10 000. Но такой комплектации уже не будет. Уже в базовой комплектации машина будет оснащена двумя подушками безопасности, центральным замком, гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, стеклоподъемниками и пакетом 'плохая дорога'. Всех этих опций набирается дополнительно примерно на $1300.

- Как вы позиционируете KIA Spectra и как будете ее продвигать?

- Основная группа потребителей этой машины - мужчины от 20 до 40 лет, полная семья, доход на члена семьи - $300-500. Мы будем развивать потребительское кредитование, лизинг, продажи trade-in. Будем делать продуманную рекламную кампанию. Мы уже посмотрели, как раскручивался этот автомобиль в Штатах.

- Кто будет продавать KIA Spectra?

- Пока мы опираемся на существующих дилеров компании 'KIA-Сандол', их 23, ведем переговоры с дилерами 'Автотора' - это еще 43 дилера. Кроме того, 'СОК' планирует открыть до 14 новых автоцентров в городах-миллионниках за два года. У всех дилеров ижевской KIA Spectra будет представлена вся линейка автомобилей KIA. KIA Motors будет контролировать продажи, раньше представительство KIA в Европе было одно - в Варшаве, а теперь и в России. Усиление связано с тем, что KIA Motors поставила цель продать в 2008 г. 100 000 автомобилей в России, включая машины российской сборки.


О КОМПАНИИ

Автозавод 'ИжАвто' (г. Ижевск) входит в группу 'СОК', занимает 2-е место по производству легковых автомобилей в России. Объем производства в 2004 г. вырос на 3,2% до 96 497 автомобилей. Доля продукции 'ИжАвто' на внутреннем рынке - 8% (оценка Альфа-банка). Выручка в 2004 г. составила 10,4 млрд руб., валовая рентабельность - 12% (против 3,5% в 2003 г.).
В августе 2005 г. 'ИжАвто' начнет серийную сборку автомобилей KIA Spectra. До конца года завод планирует выпустить не менее 8000 автомобилей KIA, а к 2007 г. выпускать 40 000 автомобилей в год. Срок окупаемости проекта - 3,5-4 года.

БИОГРАФИЯ

Михаил Добындо родился 20 ноября 1950 г. в г. Чесноковке (Алтайский край). В 1979 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт в Москве. В 1971 г. после службы в армии устроился на Волжский автомобильный завод (ВАЗ) фрезеровщиком. В 1996 г. назначен директором сборочно-кузовного производства 'АвтоВАЗа', в 1999-2003 гг. - вице-президент 'АвтоВАЗа' по производству. В ноябре 2003 г. назначен директором, а в апреле 2004 г. - генеральным директором 'ИжАвто.

Источник: http://www.vedomosti.ru

'.