Российское и корейское автомобилестроение, можно сказать, ровесники. На KIA Motors первый автомобиль собрали в 1968 году, в ОАО "ИжАвто" первый "Москвич" появился в декабре 1966 года. Между тем нельзя не признать, что, несмотря на все успехи отечественного автомобилестроения, в ногу со временем идут именно корейские производители. Поэтому их опыт и технологии будут полезны для Ижевского автозавода.

Причины корейского чуда

Сегодня автомобильная промышленность Кореи тянет за собой развитие энергетики, нефтехимии, машиностроения, металлообработки, технологий. С другой стороны, мощное автомобильное лобби всеми силами ускоряет рост корейского автопрома. Однако развитие корпорации KIA Motors держится не только на поддержке правительства. Другой автогигант страны - Hyundai - вытащил старейший корейский автозавод из ямы банкротства и поставил на ноги. И теперь KIA - "Восходящая Азия" - готова составить конкуренцию мировым брендам.

Первоочередная цель корейских автопроизводителей - обойти японских, являющихся абсолютными лидерами в мировом автомобилестроении. И Hyundai-KIA не так уж далеки от цели. Уже сегодня по уровню развития экономики, качеству производимой продукции и объему продаж корейская компания приближается к уровню такого известного японского производителя, как Toyota. Об этом говорят и высочайший уровень технологий, и высокая стабильность процессов. Теперь на предприятии шлифуют уровень развития менеджмента, технологии, инфраструктуры управления автомобильным производством. Основные проблемы уже решены, и сегодня можно заниматься оптимизацией производства, стремясь выпустить автомобиль лучшего в мире качества с минимальными затратами.

Одной из причин экономического успеха этой страны, считает Михаил Добындо, генеральный директор ОАО "ИжАвто", стало поражающее воображение трудолюбие корейцев. Пять дней отпуска, плюс один дополнительный день, плюс выходные в традиционный восточный Новый год, плюс День благодарения - столько дней в году корейцы позволяют себе отдохнуть.

"Корейцы - работники в команде, - подтвердил эту мысль в ходе пресс-конференции вернувшийся с обучения в Корее исполнительный директор проекта KIA Павел Жигалов. - Они работают друг для друга и одновременно для достижения общей цели. Как муравейник, как единый запрограммированный организм. Сегодня так пытаются работать все крупные мировые производители, выпускающие конкурентоспособные автомобили. Этот подход применяется ко всей инфраструктуре производства, от поставщиков, субпоставщиков, до выпуска готового автомобиля".

Корейцы, по словам других специалистов "ИжАвто", работают напряженно, для них работа - основная часть жизни. Офисный персонал, например, трудится до восьми - девяти часов вечера, при том, что начинают они в восемь, особо трудолюбивые - в семь часов утра.

Учитывая уровень автоматизации производства на предприятиях KIA, численность персонала там небольшая, попадают туда только высококвалифицированные специалисты. Так что работа на предприятиях корпорации KIA считается очень престижной. Тем более что, кроме корпорации Hyundai-КIА, в Корее с населением более 48 миллионов человек представлены еще только три корпорации подобного уровня: LG, Samsung и DAWOO. Это предприятия с серьезным оборотом денежных средств, которые могут позволить себе предложить персоналу стабильно высокий уровень зарплаты и социальные гарантии.

Постулаты ижевского чуда

Российский рынок автомобилей, особенно иномарок класса "С", бурно развивается. "В силу многих причин, - считает исполнительный директор проекта KIA, - у нас в стране сложились очень выгодные условия для организации низкозатратных производств иностранных автомобилей. Проект KIA/ИжАвто - один из ярких тому примеров. Инфраструктура нашего предприятия позволяет с минимальными затратами организовать производство автомобиля высокого качества".

На вопрос, готовы ли сотрудники Ижевского автозавода для достижения успеха работать "по-корейски", ответ Павла Жигалова был однозначен: "Сегодня команда "ИжАвто" работает больше, чем принято у корейцев. По большому счету каждый, кто работает на проекте, не обращает внимания на продолжительность рабочего дня. Иначе мы просто не сможем реализовать проект в отведенные сроки. Ну а работа будущего производства будет организована в рамках трудового законодательства. Сегодня дирекция по персоналу проекта KIA создает все предпосылки для успешной работы. Разработан организационный проект по цехам, который учитывает все нюансы, необходимые для новой организации труда и культуры производства. Это и иная система оплаты труда, и жесткая дисциплина на производстве, и принцип достижения наилучшего результата работой минимального количества персонала".

Основным условием корейской стороны для выпуска и продажи бренда KIA является обеспечение высокого качества автомобилей, которые потребитель рассматривает как произведенные корпорацией KIA Motors. Поэтому на "ИжАвто" будет действовать стандартная система контроля, испытаний и аудита автомобилей, распространяемая на все 100% предприятий, производящих автомобили KIA. Стажировка на предприятиях KIA Motors - важный шаг в этом направлении.

Кстати, как раз с первой стажировки вернулся Павел Жигалов и другие руководители всех направлений проекта KIA, и прежде всего окраски, сварки, сборки. На заводе Hwasung, ведущем подразделении КМС по сборке автомобилей и автомобильных двигателей, они ознакомились с техпроцессом и технологией различных направлений производства автомобилей. В течение месяца, сообщили нам сотрудники проекта KIA, менеджеры, прошедшие стажировку, подготовят презентации по системе встроенного качества, принципам организации внутренней и внешней логистики, по инжинирингу автомобилей КIA. Эти презентации будут представлены работникам завода, участвующим в ключевых процессах производства нового автомобиля. В начале марта планируется стажировка второй группы сотрудников. На этот раз обучение пройдут представители среднего звена менеджмента, рабочие и бригадиры. Кроме того, на "ИжАвто" будут выезжать и корейские специалисты, чтобы помочь работникам освоить те или иные процессы.


Ольга Перевозчикова, "Семь верст"