Евросоюз активно занялся защитой прав потребителей. Европарламент отнес к нечестной торговой практике 28 видов рекламной деятельности: рассылку спама, агрессивную рекламу 'в лоб', визиты навязчивых агентов и даже так называемый сетевой маркетинг. Стимулом к разработке новых правил рекламной торговли, которые легли в основу Директивы о нечестной торговой практике (The Unfair Commercial Practices Directive), по словам европейских чиновников, послужили участившиеся жалобы на недобросовестные рекламные акции от частных лиц и организаций по защите прав потребителей.
К преследуемым по закону в соответствии с инициативой Европарламента будут причислены 28 видов рекламной деятельности.
Вне закона в ЕС окажутся рассылка sms-сообщений на мобильные телефоны с предложением принять участие в лотереях и конкурсах, рекламные пирамиды (то, что у нас называют 'сетевой маркетинг'), предложения от несуществующих интернет-магазинов, а также реклама, в которой дети прямо просят родителей купить им товар определенной компании.
Особое внимание законодатели уделили так называемым рекламным уловкам: например, когда авиакомпания заявляет о предоставлении пассажирам дешевых билетов на том или ином направлении, а на деле оказывается, что дисконт распространяется лишь на несколько мест из всего рейса.
К недобросовестным рекламным акциям в Евросоюзе, согласно новому закону, относится и реклама товаров по заниженной цене в случаях, когда компания не уверена, что сможет предоставить скидки всем желающим.
Запрещается также в ходе рекламных акций ссылаться на то, что рекламируемый товар уже распродан, и предлагать купить взамен что-то другое.
Кроме того, по новым правилам компаниям запрещено размещать рекламу своих товаров под видом частных лиц. Это сейчас особенно распространено в сфере торговли подержанными автомобилями. Компании, занимающиеся этим бизнесом, часто, представляясь частным лицом, публикуют объявления о продаже подержанной машины в газетах, журналах и на веб-сайтах.
Агрессивными признаны рекламные акции, подразумевающие навязчивые телефонные звонки, частое распространение рекламной информации по факсу или по электронной почте, а также регулярные нежелательные визиты распространителей того или иного товара, которые пытаются заставить потенциального потребителя совершить покупку, а зачастую попросту давят на жалость, заявляя, что, если вы у них ничего не купите, они останутся без работы.
Новый закон впервые вводит общие обязательства честной торговли для всех европейских компаний, которые заменят собой существующие национальные механизмы защиты прав потребителей. В ближайшее время законопроект поступит на рассмотрение в администрации государств ЕС и, как ожидается, вступит в силу для всех стран-членов Евросоюза уже в 2007 году.
Как показал последний отчет комиссии Великобритании по вопросам добросовестной конкуренции, ежегодно из-за сомнительных маркетинговых схем англичане теряют порядка £1 млрд. Британское правительство уже поддержало инициативу Европарламента, поскольку новый законопроект 'призван защитить потребителей во всех странах Европейского союза от недобросовестных и агрессивных методов конкурентной борьбы'.
Единое законодательство, регулирующее рекламную деятельность на территории ЕС, по словам членов Еврокомиссии, потребовалось, так как часто мошенники разворачивают свою деятельность в одной стране, а компании, чтобы не быть пойманными местными властями, регистрируют за границей.
Кроме того, европейские чиновники и разработчики проекта полагают, что он будет способствовать активизации трансъевропейской торговли, в том числе в сети интернет, так как теперь компаниям не придется ориентироваться на национальные регулирующие механизмы, которые часто не совпадают.
Источник: http://www.gazeta.ru