Вчера Счетная палата обнародовала результаты проверки бюджета-2004 в целом и стабфонда в частности. Аудиторы обнаружили потери в стабфонде в размере 23 млрд рублей, возникшие, по их мнению, из-за того, что Минфин неправильно управляет стабфондом, и из-за инфляции. В ответ на это в Минфине решили провести встречную финансовую проверку Счетной палаты.
В заявлении Счетной палаты говорится, что на 1 января 2005 года объем средств стабфонда составил 522,3 млрд рублей и что потери стабфонда от инфляции за 2004 год составили около 23 млрд рублей. И, по мнению аудиторов, это не единственный просчет Минфина. В отчете сказано, что "в течение 2004 года размещение средств стабфонда не осуществлялось в связи с тем, что в указанный период не были разработаны необходимые нормативные акты". Тем самым председатель Счетной палаты Сергей Степашин фактически обвинил министра финансов Алексея Кудрина в халатности, повлекшей ущерб для государства в особо крупных размерах.
Господин Степашин начал обвинять господина Кудрина не вчера. В сентябре прошлого года, по подсчетам Счетной палаты, потери стабфонда из-за инфляции составили 9 млрд рублей, в октябре - превысили 10 млрд рублей. Как утверждает Алексей Кудрин, на 1 февраля 2005 года объем стабфонда достиг 740 млрд рублей. Если следовать логике Счетной палаты, то и объем потерь из-за инфляции тоже вырос.
В Минфине на это обвинение отвечают, что инфляция к стабфонду не имеет никакого отношения, так как инфляция - процесс сугубо внутрироссийский. По закону же о стабфонде его использование внутри страны запрещено, а значит, и обесцениться от внутренней инфляции он не может - говорить об изменении покупательной способности стабфонда на российском рынке некорректно. С другой стороны, как выясняется, вопрос о размещении средств стабфонда в иностранных активах затягивается. Господин Кудрин оправдывается тем, что "в условиях укрепления рубля к основным иностранным валютам и низкой доходности иностранных ценных бумаг нет необходимости размещения средств в западных активах".
Напомним, однако, что в октябре прошлого года премьер Михаил Фрадков подписал постановление, определяющее порядок размещения средств стабфонда. Согласно этому документу, стабфонд может быть размещен в ценных бумагах правительств 14 стран, но только с условием, что рейтинг эмитентов должен быть не ниже ААА. В списке значатся Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США. Кроме того, этим документом разрешено хранить средства стабфонда в долларах США, евро и фунтах стерлингов. О рублях в постановлении ничего не говорится. Этим же постановлением Минфин совместно с ЦБ был обязан еще в 2004 году разработать механизм размещения и подписать соглашение, дающее ЦБ право действовать в качестве агента Минфина по размещению. Но по словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, договор об управлении средствами стабфонда не будет подписан и в феврале. Правда, в отличие от господина Кудрина, господин Улюкаев объясняет проволочки не отсутствием финансовой выгоды от такого размещения, а влиянием административной реформы на бюрократические процессы. "Работа затянулась, так как необходимо подписать ряд нормативных актов совместно с Минфином, в частности, в связи с выделением казначейства в самостоятельную структуру необходимо также оформить соответствующий договор с казначейством",- утверждает Алексей Улюкаев.
ЦБ и Минфин согласны в одном: стабфонд окажет влияние на рост инфляции, если будет принято решение о размещении его средств внутри России. Как известно, именно к этому в последнее время склоняется Михаил Фрадков. В конце января премьер предложил Алексею Кудрину изучить возможность использования стабфонда для снижения НДС до 13%. В начале февраля, выступая в Госдуме, Михаил Фрадков заявил: "Это трагедия для нас, когда мы, располагая денежными ресурсами, в том числе теми, которые есть в стабфонде, и упуская деньги за рубеж, не можем использовать их на борьбу с бедностью".
В этом случае рассуждения Счетной палаты о потерях стабфонда от инфляции дают премьеру дополнительные аргументы в пользу того, чтобы начать тратить средства стабфонда на решение проблемы бедности или удвоения ВВП. В Минфине на результаты последней проверки Счетной палаты решили ответить не только рассуждениями о влиянии инфляции на стабфонд. Счетная палата впервые со времени ее образования в 1995 году оказалась включена в план проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (бывшим КРУ Минфина) на 2005 год.