Новый силовой агрегат для своих автомобилей АвтоВАЗ разработает и будет производить совместно с General Motors. ОАО 'АвтоВАЗ' и американский автомобилестроительный концерн General Motors в феврале-марте 2005 г. проведут переговоры о создании совместного предприятия по производству двигателей. Об этом в интервью РБК заявил председатель совета директоров ОАО 'АвтоВАЗ' Владимир Каданников. По его словам, в настоящее время АвтоВАЗ и General Motors ведут переговоры относительно величины затрат на данный проект каждой из сторон. На АвтоВАЗе подтверждают, что второе по счету СП двух автопроизводителей может быть создано уже в ближайшие месяцы (ранее анонсировалось, что новое предприятие могло быть организовано еще в конце 2004 г.). По мнению экспертов, переговоры АвтоВАЗа с General Motors о создании СП по производству двигателей напрямую связаны с намерением российского предприятия запускать в производство новую базовую модель автомобиля каждые 5 лет.

Прошедший год стал удачным для АвтоВАЗа. При плане в 700 тыс. автомобилей было произведено более 717 тыс. автомобилей, что на 2,7% превышает показатель 2003 г. Кроме этого АвтоВАЗ произвел порядка 250 тыс. комплектов для предприятий 'внешней сборки' вазовских автомобилей в России, Казахстане и на Украине. Также компания произвела 54 тыс. машинокомплектов для СП 'GM-АвтоВАЗ'. Оборот АвтоВАЗа в 2004 г. с учетом продажи запчастей, услуг и пр. составил 126 млрд руб. По предварительным данным, рост чистой прибыли автозавода в 2004 г. должен превысить 10%. В 2005 г. АвтоВАЗ планирует инвестировать в свое развитие более 250 млн долл., а сам нынешний год станет для предприятия одним из самых расходных из-за того, что в 2006 г. заводу нужно будет начать производство Lada Priora и закончить подготовку выхода на проектную мощность в 220 тыс. автомобилей семейства 'Калина'.

О планах создания в Тольятти производства автомобильных двигателей совместно с General Motors говорилось уже неоднократно, правда, без каких бы то ни было подробностей. На днях, отвечая на вопрос: 'Как развивается сотрудничество АвтоВАЗа с General Motors в области создания СП по производству двигателей?', глава АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил РБК: 'Мы продолжаем переговоры с General Motors по этому вопросу в самой сложной части - затраты на проект каждой из сторон. Сейчас сказать что-либо больше я не могу, поскольку это не только нам принадлежащая информация. Надеюсь, что в ближайшее время соглашение будет достигнуто, в феврале-марте нам предстоит два раунда переговоров с представителями General Motors именно по этому вопросу'.

Дело в том, что в настоящий момент АвтоВАЗ самостоятельно производит двигатели для автомобилей 'Лада' и автомобилей, собираемых на 'GM-АвтоВАЗ' (этот факт RBC daily подтвердили в дирекции по связям с общественностью тольяттинского автопроизводителя). И современные двигатели для волжского автозавода - проблема крайне актуальная. Детали нового витка своего сотрудничества до окончания переговоров стороны пока не комментируют. Но по одной из версий, новое СП, созданное российским и американским производителями, может купить и перенести в Тольятти индийский завод Daewoo-EТА по выпуску двигателей и трансмиссий. А новые двигатели, возможно, будут устанавливаться как на перспективные, так и на уже существующие модели АвтоВАЗа.

Не исключено также, что СП по производству двигателей будет создано специально под новую базовую модель АвтоВАЗа. Согласно заявлению Владимира Каданникова, сделанному в том же интервью, 'в рамках генерального соглашения с GM продолжается работа не только по двигателям, но и по новой базовой модели, которую нужно будет ставить на производство в 2009 г.'. А в перспективе производитель собирается менять существующую базовую модель на новую каждые 5 лет. Ближайшая по времени базовая модель автомобиля может стать результатом работы конструкторов обеих компаний и совершенно точно будет нуждаться в современном двигателе. Поскольку при существующем пошлинном режиме ввоз двигателей из-за рубежа - дело накладное, логичнее и дешевле производить их в Тольятти. Кроме того, АвтоВАЗ хотя и делает двигатели самостоятельно, ему важно максимально контролировать производство всех комплектующих, что удешевит сами двигатели и исключит возможность возникновения конфликтов с поставщиками, подобных тому, что недавно произошел между ГАЗом и ЗМЗ.

Производство двигателей в Тольятти - логичный шаг и для General Motors, причем не только в рамках сотрудничества с АвтоВАЗом, но и с точки зрения использования этих двигателей 'для собственных нужд' в других странах. 'GM в настоящее время проводит программу по сокращению затрат на своих европейских производствах: в частности, там проходят сокращения сотрудников, автомобили Opel и SAAB будут производиться на одном заводе. В этой связи делать двигатели в России и затем ввозить какое-то их количество в Европу для GM, возможно, было бы дешевле', - сказал RBC daily Виктор Цховребов, аналитик ИК 'Ренессанс Капитал'.

Но главное - то, что от реализации инициатив АвтоВАЗа и General Motors выиграют российские потребители. 'Разумеется, переговоры АвтоВАЗа с General Motors о создании СП по производству двигателей можно увязывать с намерением российского предприятия запускать в производство новую базовую модель автомобиля каждые 5 лет. При разработке двигателя новому СП обязательно придется учитывать наработки американской компании в области двигателестроения. Причем скорее должен использоваться опыт работы General Motors в Европе, нежели в США. Ведь если двигатели у новых моделей ВАЗ не будут 'по-европейски' экономичными, то это отдалит продукцию АвтоВАЗа от идеального 'народного автомобиля', который волжский автозавод, безусловно, стремится производить', - сказал RBC daily Владимир Скопцов, эксперт ИК 'Аксион-БКГ'.