Вчера Заволжский моторный завод объявил о начале серийных поставок автокомпонентов на совместное предприятие 'General Motors-АвтоВАЗ' в Самарской области. Контракт стороны подписали в конце прошлого года. По его условиям до 2011 года ЗМЗ будет ежегодно поставлять 'GM-АвтоВАЗу' около 30 тыс. комплектов алюминиевого литья для экспортного варианта внедорожника Chevrolet Niva. Аналитики считают, что заключение контракта на поставку заготовок именно для экспортного варианта автомобиля связано с желанием холдинга 'Северсталь-авто' исключить конкуренцию на внутреннем рынке: в холдинг входит Ульяновский автомобильный завод, также выпускающий внедорожники.
Ъ СП 'General Motors-АвтоВАЗ' создано в 2001 году при участии концерна General Motors, ОАО 'АвтоВАЗ' (им принадлежит по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Общий объем инвестиций в проект - $332 млн. С сентября 2002 года СП собирает внедорожник Chevrolet Niva, сделанный в основном из вазовских деталей. В 2003 году выпущено 25,235 тыс. этих машин (продано 21,759 тыс.), за девять месяцев 2004 года - 37,9 тыс. (продано 38,73 тыс). Стандартная комплектация предусматривает гидроусилитель руля, иммобилизатор и центральный замок, АБС, пятиступенчатую механическую коробку передач.
По данным пресс-службы Заволжского моторного завода, контракт на поставку комплектов литых алюминиевых заготовок был подписан руководством ЗМЗ и 'GM-АвтоВАЗа' в прошлом году и рассчитан до 2011 года. Опытная партия заготовок была направлена 'GM-АвтоВАЗу' в январе текущего года и, по данным ЗМЗ, удовлетворила заказчика. Теперь завод приступил к серийным поставкам и рассчитывает направлять 'GM-АвтоВАЗу' до 30 тыс. комплектов заготовок в год. В комплект входят семь наименований деталей раздаточной коробки и картера сцепления. Детали предназначены для комплектации экспортной версии автомобилей Chevrolet Niva.
По словам руководителя пресс-службы ЗМЗ Марины Назаровой, для заволжского завода проект сотрудничества с предприятием 'GM-АвтоВАЗ' беспрецедентен: ЗМЗ будет не только изготовлять литые детали, но и производить их полную механическую обработку, то есть на 'GM-АвтоВАЗ' будут поставляться уже готовые автокомпоненты для установки в автомобиль. По данным пресс-службы, во внедрение технологии получения отливок и механической обработки, а также в подготовку соответствующих производств ЗМЗ инвестировал в прошлом году 155 млн руб. По словам технического директора ЗМЗ Петра Голубева, 'GM-АвтоВАЗ' выбрал заволжское предприятие в качестве поставщика, поскольку он является 'одним из крупнейших в России производителей цветного литья'. Как пояснила госпожа Назарова, определяющими факторами стали наличие у ЗМЗ технической базы, кадров и сертифицированной по европейским и российским стандартам системы менеджмента качества.
Между тем, по словам аналитика группы индустриальных продуктов ИК 'Тройка-Диалог' Гайрата Салимова, заключение договора о поставках автокомпонентов ЗМЗ именно на экспортный вариант Chevrolet Niva в определенной мере связано с желанием холдинга 'Северсталь-авто' исключить конкуренцию на внутреннем рынке (в 'Северсталь-авто' входит Ульяновский автомобильный завод, также выпускающий внедорожники - 'Ъ'). Оценивая возможности комплектации других автомобилей 'GM-АвтоВАЗа' компонентами ЗМЗ, аналитик предположил, что партнеры не сразу перейдут на поставки для внутреннего рынка, так как могут опасаться конфликта интересов. Однако при этом господин Салимов не исключил, что ЗМЗ будет поставлять литье не только на 'GM-АвтоВАЗ', но и другим иностранным компаниям, приходящим на российский рынок, 'поскольку увеличение объемов производства подразумевает снижение себестоимости продукции'.
Интересно, что экспортировать Chevrolet Niva 'GM-АвтоВАЗ' не начал до сих пор, хотя первые машины обещал отправить за рубеж еще весной 2004 года. Потом сроки сдвинулись, и фактический экспорт должен был стартовать осенью прошлого года. Тогда бывший гендиректор совместного предприятия ЗАО 'GM-АвтоВАЗ' Джон Милонас заявил, что основная проблема экспорта заключается не в производстве автомобилей, а в налаживании инфраструктуры сбыта, подготовке систем послепродажного обслуживания, обеспечении запчастями, документацией и специальной литературой. Однако экспорт Chevrolet Niva так и не начался. Как пояснили 'Ъ' в пресс-службе предприятия, сейчас ведется интенсивная работа в этом направлении: 'Дело в том, что европейские стандарты очень жесткие, и мы пока только готовим этот автомобиль (Chevrolet Niva с двигателями Opel fam-1 - 'Ъ'). Пока даже нет цены не него'.

Источник http://www.kommersant.ru