Беспощадное свидетельство эпохи: опубликована фотолетопись последней пятилетки первого президента Удмуртии

фотоКак известно, изобретение книгопечатанья заметно удешевило и упростило издательскую деятельность. С тех пор у историков нет недостатка в печатных памятниках своей эпохи. Одним из наиболее ценных свидетельств об Удмуртии начала 21 века, несомненно, будет альбом «Путь созидания. Удмуртия: 5 лет президентской республике».

Все побывали тут

Этот политполиграфический шедевр увидел свет осенью 2005 года, благодаря творческому союзу администрации президента и правительства Удмуртской Республики и легендарного издательства «Регион-Пресс». Как гласит аннотация, книга «рассказывает о ключевых событиях в жизни Удмуртии на этапах выполнения программы социально-экономического развития».
Между тем, уже после просмотра первых фотографий альбома, становится понятно, что все ключевые события минувшей пятилетки удивительным образом связаны исключительно лично с президентом Удмуртии. Такую концентрацию разнообразных изображений Александра Александровича, наверное, можно встретить только в его семейном альбоме.
Структурно книга состоит из двух больших разделов: «Время политической стабильности» и «Удмуртия выбирает развитие». Основным признаком стабильности, судя по фотографиям первой части альбома, служит присутствие практически на всех снимках Александра Волкова. Список личных административных побед символа республиканской политической стабильности впечатляет. Президенты, министры, губернаторы, генералы - все промелькнули перед нами, все побывали тут. Из первых лиц государства к сентябрю 2005 года Александр Александрович не смог сфотографироваться лишь с председателем российского правительства Михаилом Фрадковым. Как известно, этот досадный пробел в славной летописи удмуртской государственности был с лихвой заполнен лишь в конце ноября 2005 года. Конечно, формально можно было поставить в альбом совместную фотографию Волкова с тезкой и предшественником нынешнего российского премьера. Однако редакционная коллегия, в лице таких видных деятелей удмуртской вертикали власти, как глава администрации президента и правительства Удмуртии Александр Горяинов, его заместитель по внутренней политике Леонид Кондаков и пресс-секретарь Денис Логинов, подобной идеологической диверсии не допустила - и Михаил Касьянов в фотолетописи свершений Александра Волкова не представлен.

Странные свойства памяти

Тем не менее, без досаднейшей оплошности в самом интимном месте книги не обошлось. На одиннадцатой странице опубликован следующий текст: «На пороге XXI века Удмуртия обладает всеми возможностями для экономического роста. Ключевые условия этого - межнациональный мир и гражданское согласие. Твердо полагаюсь на ваш опыт, профессионализм, ответственную позицию патриота». С подписью «Из поздравительной телеграммы Президента РФ В.В. Путина по случаю вступления в должность президента Удмуртии А.А. Волкова, осень 2002 года». Недоумение по поводу того, почему кремлевская поздравительная телеграмма дошла до Удмуртии лишь два года спустя после соответствующих торжеств 2000 года, развеял пресс-секретарь Александра Волкова Денис Логинов. Как лицо, непосредственно причастное ко всем стадиям подготовки юбилейного альбома, он пояснил, что в датировке случилась опечатка.

фотоДенис Александрович вообще дал интереснейшие пояснения как по концепции самого альбома, так и по его отдельным сюжетам.
В частности, выяснилось, что отсутствие в разделе «Удмуртия выбирает развитие» каких-либо фотографий промышленных объектов не следует считать указанием на полную бесперспективность этого направления в развитии региона.
Конфликт между заявленной формой отчета о делах и событиях минувшей пятилетки и реальным содержанием личного, где-то даже дембельского фотоальбома, проявляется постоянно.
Например, разворот, посвященный десятилетнему юбилею Государственного Совета УР, отмечавшемуся весной 2005 года, иллюстрирует групповая фотография, где в числе прочих изображен Владимир Агашин, скончавшийся двумя годами ранее. Через пять страниц эффект усиливается групповым фото правительства с подписью «Сегодня Правительство Удмуртии – это сплоченная команда единомышленников и надежная опора Президента Республики». одной из «опор» до сих пор выступает скончавшийся в марте этого года бывший вице-премьер правительства УР Николай Хохлов. Вообще подбор фотографий, посвященных ветвям власти, причудлив и прихотлив. Например, Андрей Осколков в соответствующих разделах представлен только как маленькая фигурка на групповых фотографиях, что вряд ли отражает его действительное место в республиканских политэкономических реалиях.
То же и с чередой фотопортретов важных персон. Логичный ряд министров, губернаторов и федеральных политиков в середине прерывается потрясающим по силе воздействия групповым портретом членов республиканского генеральского клуба и ассоциации «Развитие». Получается, что в фоторанжире альбома они стоят выше Лукашенко, Кириенко, Шаймиева и Волкова на танке.

Владимир Путин как элемент удмуртской культуры

И все же наиболее загадочным по принципу формирования и подбору фотографий оказалась глава «Удмуртия культурная». Нет, то, что он начинается двумя разворотами, посвященными новому Ижевскому цирку, вопросов не вызывает. А вот то, что по разряду культурных достижений проведены почетные граждане Удмуртской Республики (в том числе Калашников, Кудинов, Зыков), уже заставляет насторожиться. И не зря. На 174 странице после Зыкиной и Сивакова, но перед Лещенко, Николаевым и Витасом помещена фотография Александра Волкова с супругой и Президентом России Владимиром Путиным. Любезный Денис Логинов, взявшийся в телефонном разговоре объяснить эту культурную аномалию, призвал внимательнее читать расположенный рядом с ней текст, который гласил: «На торжественный новогодний прием у Президента Российской Федерации в Кремлевском Дворце приглашаются известные политики и звезды эстрады». По мысли Дениса Александровича, факт приглашения президента Удмуртии на такую встречу является несомненным культурным достижением республики. Узнать, пробовал ли Александр Александрович показать себя в качестве баяниста, не удалось.
Перечень культурных завоеваний последней пятилетки дополнила череда фотографий Александра Волкова (с супругой и без) и звезд российской эстрады. Придать им государственное значение была призвана подпись: «Удмуртия стала местом, куда с удовольствием приезжают популярные артисты». Видимо, создатели фотоальбома располагают неизвестными широкой публике данными, что в непрезидентскую Удмуртию звезды ехать не хотели.
Череду культурных загадок и парадоксов продолжает фотография здания Национальной библиотеки Удмуртии. Насколько известно, никаких значимых инвестиций в это ветхое здание в минувшие пять лет произведено не было. Остается предполагать, что фотография была просто поставлена в пару к портрету Александра Волкова с книжкой с большими картинками в руках. Видимо, это своеобразный намек, что культурная жизнь президента Удмуртии состоит не только из посещения приемов и концертов.
Хаос культурных смыслов множит и фотография середины 90-х годов прошлого столетия, запечатлевшая археологические раскопки городища Иднакар. Какое отношение к культурным достижениям 2000-2005 годов или программе социально-экономического развития Удмуртии этого периода она имеет, догадаться не удалось.
Последним гвоздем в крышку гроба разумных объяснений принципа подбора иллюстраций культурного раздела альбома стала большая фотография здания Арсенала. Фотохудожник запечатлел его еще до того, как памятник архитектуры 19 века федерального значения был изуродован двумя кафешками (эти «автобусные остановки» представлены в середине книги как «еще один подарок республики горожанам»). На фотографии, о которой идет речь, площадь перед Арсеналом покрыта ярким ковром из одуванчиков - символом неухоженности и запущенности территории. Пейзаж дополняют фонари с выбитыми стеклами. Более символичную фотографию для иллюстрации итогов всей пятилетки Волкова, причем не только культурной, подобрать было трудно.
Альбом «Путь созидания. Удмуртия: 5 лет президентской республике» был подписан в печать 15 сентября и издан к двойному юбилею удмуртской государственности тиражом 3 тысячи экземпляров. Его дарили гостям ноябрьских празднеств, преподнесли каждому депутату новой городской Думы Ижевска, вручают по различным торжественным поводам. Вне всякого сомнения, по своей исторической ценности он сумел превзойти такой полиграфический памятник новейшей истории нашего края, как фотоальбом «Устинов», 1986 года издания. Это не удивительно. Девятнадцать лет назад первым секретарям обкомов КПСС не разрешалось так неприкрыто и публично радоваться своему положению и возможностям, которые оно открывает.