Окружение президента Волкова, похоже, решило расширить сферы своего бизнеса. На этот раз речь идет не о присвоение активов госпредприятий или сговоре с потенциальным победителем аукциона, новая цель руководства республики – самым непосредственным образом залезть в карман каждого жителя республики.

фотоКак уже сообщал «Д», Министерство строительства УР внесло на утверждение правительства УР проект постановления о создании так называемого ГУП «Единый информационно-расчетный центр». Эта компания должна заняться сбором и дальнейшим распределением коммунальных платежей на территории всей Удмуртии.
По нашим подсчетам, в распоряжении новой структуры окажется несколько миллиардов рублей - это ежемесячные платежи горожан за услуги ЖКХ, а также плата за воду и отопление удмуртских селян. Кроме того, ГУП возьмет под свое крыло денежные средства, выделяемые на субсидии малообеспеченным и все без исключения «ремонтные» дотации из бюджета.
Инициатором создания ГУПа, о чем шепотом говорят в кулуарах, выступил руководитель ООО «УТЭК» Андрей Осколков. «Д» удалось ознакомиться с проектом документа, на котором пока нет даты и подписи республиканского премьера, зато имеется виза главы удмуртского Минстроя Валерия Загайнова.
По официальной версии, основной причиной создания Центра стало увеличение числа субъектов на таком жизненно важном направлении как «коммуналка». Появились частные управляющие компании, ТСЖ, с каждым днем растет число подрядчиков… В этом чиновники видят серьезную проблему и собираются немного «порулить» процессом, а заодно «замкнуть все финансовые потоки» - так сказано в документе.
Ты виноват лишь тем…
О сдерживании роста тарифов и других социальных мероприятиях в постановлении ничего не сказано. Зато разработчики четко дали понять – благотворительностью данное государственное предприятие заниматься не намерено. За каждый вид выполняемой работы - будь то «ведение лицевых счетов, начисление льгот и субсидий» - будет взиматься существенная плата.
Центр аккумулирует все данные о потребителях и поставщиках коммунальных услуг, получит монопольное право на заключение договоров с подрядчиками, займется отбором и сертификацией «существующих и будущих» субъектов республиканского коммунального рынка. Но, по большому счету, все это копейки, если учесть, что руководство ГУП «ЕИРЦ УР» и стоящие за ним управленцы получат доступ к миллиардам внебюджетных средств. Достаточно внимательно прочитать проект документа и посмотреть на схему, в соответствии с которой будут собираться и тратиться народные деньги, чтобы понять - будущая организация обещает стать успешной коммерческой структурой, однако прибыль ее явно не предназначается для бюджета. Особенно умиляет наличие в цепочке «потребитель – поставщик» дополнительной кредитной организации. Помимо банка, в многочисленные отделения которого принесут свои деньги граждане (скорее всего, это традиционный «Сбербанк»), финансовые ресурсы на своих счетах аккумулирует коммерческий банк, который займется расчетами. Как предполагает «Д», эту роль инициаторы отведут АКБ «Ижкомбанк», который сегодня полностью контролируют структуры Осколкова-Волкова. Таким образом, заботливое республиканское руководство всерьез и надолго обеспечит избранный банк наличностью в виде остатков на его счетах ЕИРЦ.
Вам по средствам
На формирование уставного фонда предприятия планируется потратить 500 тыс. рублей «за счет дополнительных доходов республиканского бюджета», плюс дальнейшие расходы на организацию, централизацию и адаптацию. При этом часть расходов, похоже, возьмут на себя рядовые потребители. Например, в части привлечения инвестиций в отрасль. Как поясняют разработчики, сфера ЖКХ достаточно рискованная, затраты окупаются медленно, поэтому предполагается внести «инвестиционную надбавку» в структуру действующих тарифов. Помимо удовлетворения своих финансовых потребностей, создатели ЕИРЦа получат уникальную информационную базу по всем собственникам жилья в республике, сейчас эти данные рассредоточены по городским и районным администрациям. Что и говорить, незаменимое подспорье на предстоящих выборах в Государственный Совет УР и прочие органы.
Игры патриотов
По информации «Д», документ сейчас проходит длительную стадию согласования, однако выяснить срок его выхода в свет пока не удалось. Секретарь премьера Юрия Питкевича даже не стала выслушивать наши вопросы - сразу же направила в пресс-службу. Там нас убедили, что пока такого документа не видели и ничего о нем не знают. В доказательство зачитали проект повестки заседания очередного президиума, где такого вопроса не значилось.
По мнению Ивана Белова, вполне вероятно, что постановление проходит процедуру согласования и находится где-то в Минфине, правовом управлении или отделе по делопроизводству. Напоследок нас заверили, что такой важный документ обязательно пройдет коллегиальное обсуждение на президиуме правительства.
Никаких сомнений по поводу соблюдения предписанной законом процедуры у нас, конечно не возникло. Единоличное решение Юрий Степанович принимает не так часто и, конечно, лишь в том случае, если оно не имеет столь стратегического значения для родной республики – например, постановление об условиях приватизации 7 предприятий хлебопечения или передачи птицефабрики в доверительное управление ОАО «Удмуртнефтепродукт». Последний документ, если верить системе «Консультант», вообще не был опубликован, наверное, ввиду своей малой значимости. Ближайшие две недели премьер проведет в плановом отпуске. Отдыхает и глава Минстроя Валерий Загайнов, так что дать «показания» чиновники пока не смогли.
По нашим сведениям, главой нового ведомства, вероятнее, станет заместитель министра строительства по вопросам ЖКХ Владимир Тюриков. «Д» попытался переговорить с чиновником. По телефону Владимир Васильевич подтвердил, что такой проект действительно есть, но говорить о нем еще рано. Он проходит стадию согласований и дополнений. «Вы же понимаете, его еще надо впихнуть в рамки действующего законодательства», - пояснил чиновник. А создавать такую структуру, по мнению замминистра, действительно нужно, чтобы защитить собственника от недобросовестных управляющих компаний, этой теме буквально на днях был посвящен круглый стол в официальном печатном органе «Известиях УР». Отвечая на вопрос «Д», кто является инициатором и разработчиком проекта, Владимир Тюриков как-то погрустнел: «Проект разрабатывал не Минстрой, мы только согласовываем. Есть группа инициаторов, которая подходит к проекту со своими интересами, вот они и разрабатывали…» «А можно назвать, кто входит в группу?» - уточняю я. «Давайте не будем об этом», - ушел от ответа Владимир Васильевич. «Есть информация, что именно вы станете руководителем ЕИРЦ?» - продолжаем разговор «по душам». «Я об этом ничего не знаю, - тихо ответил заместитель министра и добавил, что ему это, в общем-то, неважно, сейчас главное - изучить вопрос и подготовить проект. «Я ездил по данному вопросу в Пермь, Татарстан, Москву… Пока очень настороженное отношение к таким структурам… Так что пока не надо об этом говорить», - подытожил наш разговор Владимир Тюриков.


для справки

Вовремя подсуетились

Пару недель назад Правительство РФ приняло традиционное постановление о федеральных стандартах стоимости коммунальных услуг на 2006 год, предусматривающее переход на 100-процентный уровень оплаты. Удмуртские власти еще в прошлом году поторопились воспользоваться правительственными рекомендациями, чтобы досрочно переложить на население республики 100-процентную нагрузку уже в этом году.
Напомним, аналогичное прошлогоднее постановление федеральных чиновников лишь рекомендовало регионам перейти на полную оплату коммунальных услуг в 2005 году. В случае сохранения уровня оплаты, субъектам предписали разницу возместить из бюджета. Власти Удмуртии посчитали это излишней ношей и вместе с отменой льгот «осчастливили» население еще и новогодним переходом на 95-процентный уровень оплаты коммунальных услуг, а с 1 июля текущего года - на все 100 процентов.
По официальным данным, переход с 90 до 95 процентов стоил населению не более 20 процентов от итоговой суммы в платежке. Однако, учитывая рост тарифов, кустарные подсчеты упорно выдавали более 30 процентов.
Тариф на электричество также подтягивался дважды – с 1 января на 10,6 процента, в июле – еще на 7,7 процента, при объявленном среднем – 14,6 процента. Так что в целом по году мы получили рост порядка 40 процентов.