Объемы производства концерна растут, хотя проблем от этого не становится меньше. Предприятия группы ОАО "Концерн 'Ижмаш'' в прошлом году увеличили объем производства на 25% по сравнению с 2003 г. - до 14 млрд 538 млн руб. На 19% выросла выручка от реализации продукции, товаров и услуг, составив 14 млрд 182 млн руб., на 28% - до 1 млрд 661 млн руб. - вырос объем налоговых платежей. Наибольший рост объемов производства достигнут в небольшом подразделении ОАО "Ижмашстанко" (рост 80% по сравнению с 2003 г., до 127 млн руб., предприятие выпустило 280 станков). На 16% - до 421 млн руб., - увеличило объем выпуска ОАО 'Металлургический завод "Ижмаш"'. Наибольшее сокращение производства - на 29% (до 958 млн руб.) - отмечено в ДОАО "Научно-производственный центр высокоточной техники "Ижмаш". ОАО "Ижевские мотоциклы" в 2004 г. снизило объем выпуска товарной продукции на 21% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн руб. (при небольшом росте в физическом выражении). Кроме перечисленных предприятий, в состав концерна входит еще ДОАО "Ижевский инструментальный завод", ДОАО "Ижевский оружейный завод". А в окончательную консолидированную отчетность, как сказал RBC daily представитель концерна Александр Бадица, войдут и показатели 'ИЖ-Авто'. Хотя это подразделение в прошлом году официально перешло под контроль группы 'СОК', точный состав акционеров автопредприятия неясен. В отличие от группы 'Ижмаш', где 75% акций принадлежит государству (в 2000 г. произошла частичная деприватизация концерна). Аналитики в основном затрудняются детализировать отчетность концерна, ссылаясь на его относительную закрытость. Однако отмечаются общие проблемы многих машиностроительных предприятий - колебания спроса на продукцию, рост задолженности, в том числе краткосрочной, на ряде подразделений. И сравнительно невысокая рентабельность - чистая прибыль предприятий группы, недавно вошедшей в список 200 крупнейших по капитализации компаний РФ, на протяжении последних лет стабильно невелика (в 2003 г. - чуть более 21 млн руб.). 'Основным локомотивом группы "Ижмаш" остаются предприятия, выполняющие оборонный заказ, - сказал RBC daily аналитик ИГ 'Регион' Евгений Шаго, - и, видимо, останутся, поскольку этот заказ растет, а вот другие подразделения сталкиваются с проблемами или изменения спроса, или роста конкуренции. Так, производство мотоциклов сокращается из-за того, что население, в первую очередь сельское, пересаживается на автомобили. А инструментальный завод сократил объем выпуска, видимо, вследствие возрастающей конкуренции с иностранной продукцией - все больше оборудования импортируется, а оно комплектуется, соответственно, импортными же расходниками и инструментом. К тому же в условиях резкого роста внутренних цен на металл отечественные производители оборудования уже не могут обеспечивать конкурентное преимущество только за счет низких цен на свою продукцию'.

Между тем после кризисных явлений 90-х гг., затронувших большинство промышленных предприятий, группа "Ижмаш" вроде бы оживает. В 1999-2001 гг. происходил особенно быстрый 'компенсационный' рост, затем темпы развития чуть снизились, но все равно остались значительными - объемы производства выросли с 2001 г. более чем в два раза: с 6,68 млрд руб. до нынешних 14,5 млрд руб. А в предварительных планах на 2005 г., как сообщил Александр Бадица, значится цифра уже в 16 млрд. При этом обсуждаются планы реструктуризации и 'переноса акцентов'. Так, в феврале должен решиться вопрос о работе испытывающего трудности подразделения по производству мотоциклов (совсем от их выпуска пока вроде бы решено не отказываться, но все может измениться). Впрочем, руководство концерна наверняка больше заботят перспективы оружейного производства. На оружие в целом как раз в нынешнем неспокойном мире серьезных колебаний спроса не предвидится, но конкуренция есть конкуренция, даже если за одной из сторон сохраняется супербренд 'Калашников'.

Источник http://www.rbcdaily.ru