Государство вернуло Русской православной церкви земли. Но не все

В пятницу Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Земельный кодекс, законы 'О введение в действие Земельного кодекса РФ' и 'Об обороте земель сельскохозяйственного назначения'. В соответствии с ними церкви на безвозмездной основе передаются земли, на которых расположены культовые сооружения. Документ, по сути, является компромиссным вариантом между интересами государства и Русской православной церкви, которая настаивала на реституции церковных земель, отчужденных в 1917 году. Государство на реституцию не пошло, опасаясь, что церковь может превратиться в крупного землевладельца, ведущего хозяйственную деятельность на бесплатно полученных землях.

Речь в документе идет о бесплатной передаче земель, расположенных под культовыми сооружениями, религиозным конфессиям. При этом право на бесплатное получение земель будет иметь не только Русская православная церковь, а все традиционные конфессии. 'Если бы Госдума приняла закон о передаче земель только Русской православной церкви, то другие конфессии могли бы обжаловать это решение', - сказал RBC daily эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. Вообще-то вопрос о возвращении земель церкви обсуждается не первый год. Так, в 2002 г. правительство активно выступало против возвращения Русской православной церкви всех национализированных в 1917 году земель. Главным аргументом было нежелание ставить в привилегированное положение одну конфессию. В нынешнем варианте эта проблема снята: все конфессии получат право на земли, расположенные под их культовыми учреждениями. Однако это не единственный камень преткновения в деле возвращения церковных земель. 'За 80 лет советской власти и 10 лет переходной экономики имущественные взаимоотношения вокруг церковных объектов были неточно оформлены, - сказал RBC daily председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. - Одни объекты были переданы в собственность церкви, другие находились в муниципальной собственности, третьи - в федеральной. Некоторые вообще использовались под склады'. Сложные имущественные взаимоотношения привели к необходимости внесения большого количества поправок в первоначально предложенный документ. Об этом говорит тот факт, что второе чтение законопроекта состоялось в ноябре прошлого года, а в третьем чтении законопроект приняли только в минувшую пятницу: согласования длились год.

Как сообщил Виктор Плескачевский, закон предусматривает три модели передачи земель церкви. Первая модель относится к тем культовым сооружениям, которые принадлежат церкви на праве собственности. В этом случае земля под строением передается церкви в собственность на безвозмездной основе. Вторая модель относится к зданиям, которые не принадлежат церкви на праве собственности. В этом случае земли передаются в безвозмездное срочное пользование на срок существования культового учреждения. То есть если церковь или синагога прекращает свою деятельность, земли у нее могут быть отчуждены. Третья модель касается зданий, первоначально построенных для отправления религиозных культов, но теперь используемых не по назначению. Например, для организации склада. В случае если сооружение используется с коммерческими целями, церковь может получить землю под ним только на общих основаниях, то есть купить у государства. Однако если церковь решит перепрофилировать храм и использовать его по прямому назначению, то она снова получает право на бесплатное оформление земель. Таким образом, Русская православная церковь непосредственно в собственность получит не более 5-6% земель, на которых расположены культовые здания. Таким образом, по мнению экспертов, государство сможет защитить культовые учреждения в условиях вовлечения земель в хозяйственный оборот и формирования рынка земли. 'Передавая церкви земли в собственность или бессрочное пользование, государство таким образом дает конфессиям гарантию, что земли, на которых расположены их культовые учреждения, не окажутся вдруг в руках какого-либо собственника, который сможет потребовать с церкви, например, арендную плату', - говорит Алексей Макаркин.

Данный законопроект является, по сути, компромиссом между государством и церковью. Как известно, Русская православная церковь в вопросе о возвращении земель настаивала на полной реституции, то есть возвращении ей 3 млн гектаров государственных земель. 'Если бы религиозные организации получили в собственность все земли, реквизированные в 1917 году, они смогли бы их вовлекать в хозяйственный оборот и вести на них коммерческую деятельность, - говорит Алексей Макаркин. - Государство, естественно, возражало против реституции. В итоге дискуссия закончилась победой государства, однако и оно пошло на компромисс. Очевидно, что передача в бессрочное пользование ограничивает возможности государства по управлению данными землями и является не самой выгодной формой для государства. Тем не менее закон в нынешнем виде не позволяет Русской православной церкви превратиться в латифундиста, самого крупного землевладельца в России'. По словам Виктора Плескачевского, вопрос о возвращении церкви всех земель, которыми она владела до 1917 года, в принципе стоять не может. 'В настоящее время бывшие церковные земли используются различным образом, - говорит он. - Некоторые застроены жилыми домами. Было бы странно передавать эти земли церкви. Кроме того, в международном праве есть прецеденты реституции имущества после сорока лет отчуждения, но нет ни одного прецедента возврата собственности после 80 лет. Речь о реституции всех церковных земель не идет'. Вместе с тем Виктор Плескачевский отметил, что процесс возврата земель церкви будет продолжен.

Отдел экономики

Елена Тофанюк, 27.09.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru