Общая 'растерянность' российских властей влияет и на фондовый рынок: принимаемые ими меры порой противоречат друг другу

Правительство готовит четыре базовых законопроекта по фондовому рынку - об этом в четверг заявил руководитель Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Днем ранее развитие фондового рынка на заседании правительства обсудили члены кабинета. Создается впечатление, что Белый дом начинает винить фондовый рынок в неудачах, связанных с пенсионной реформой. Во всяком случае, в среду его не ругал только ленивый: дескать, рынок заполонили спекулянты, а компании упорно не хотят становиться эмитентами. Впрочем, эксперты полагают, что правительству следовало бы не винить в своих проблемах бизнес, а в первую очередь провести ревизию собственных инициатив. Ибо создается впечатление, что наблюдающаяся в последнее время растерянность и хаотичность действий российских властей добралась и до этого сектора. Говоря о необходимости развивать рынок, власти принимают законопроекты, способные вообще уничтожить его как класс. Пример тому - принятые Думой в первом чтении поправки к закону 'Об акционерных обществах', ущемляющие права акционеров. Надежда умирает последней, и инвесторы пытаются апеллировать к последней инстанции: в четверг пул инвестиционных фондов обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, призывая его заблокировать принятие поправок.

По словам Алексея Саватюгина, межведомственная рабочая группа готовит к рассмотрению проекты законов 'О биржах и организаторах торговли', 'О производных финансовых инструментах', 'О центральном депозитарии' и 'О клиринге'. Каких-либо деталей, как водится, не последовало: в конечной стадии разработки находится лишь законопроект о биржах. Г-н Саватюгин заявил, что этот проект будет представлен на рассмотрение профессионального сообщества в течение октября. Кроме того, он сообщил, что в разработке находятся несколько нормативных актов, призванных повысить ответственность за использование инсайдерской информации и манипулирование рынком, особенно со стороны государственных чиновников. Разговоры о новом регулировании фондовыми рынками происходят на фоне резких высказываний членов кабинета, прозвучавших днем ранее на заседании правительства. Так, глава МЭРТ Герман Греф заявил, что игра на фондовом рынке - чистая спекуляция и что 'ничего общего с развитием экономики она не имеет'. Министр также был недоволен тем, что компании почему-то не торопятся выводить на рынок свои бумаги. 'Вся капитализация российского рынка - это 10-15 компаний, которые гоняются туда-сюда', - возмущался г-н Греф. Впрочем, министр финансов Алексей Кудрин пошел еще дальше. Он предложил, чтобы главные новости, касающиеся корпоративного сектора, не обнародовались во время торговых сессий - якобы для предотвращения 'игр на инсайде'.

Эксперты отнеслись к предложениям министров, мягко говоря, скептически и поддержали лишь идею о создании закона, предусматривающего наказание за использование инсайдерской информации. 'Заявления чиновников о том, что государство должно сообщать о негативных новостях по корпоративному сектору лишь после торговой сессии, выглядят сомнительными, - сказал RBC daily экономист ИГ 'АТОН' Алексей Воробьев. - Эта идея выглядит правильной лишь на первый взгляд. Но, копнув глубже, несложно понять, что если чиновник владеет инсайдом, то эта информация в любом случае может попасть на рынок'. Поэтому, полагает он, чиновники будут по-прежнему торговать инсайдом, а рынок будет в неведении до опубликования новостей. 'Новости должны выходить, как только принимается то или иное решение, мгновенно, - считает г-н Воробьев. - Тем более что на торговых площадках есть механизмы защиты от резкого обесценения бумаг, например приостановка торгов. Пусть лучше это останется на усмотрение рынка, чем чиновников'. Аналитики полагают, что в недостатках российского фондового рынка правительству следует винить прежде всего себя. 'Наш рынок всегда можно критиковать. Все верно, он действительно очень концентрированный: десяток компаний обеспечивают 90% капитализации. Но я не стал бы его и слишком ругать. Ведь мы находимся в самом начале, имеются признаки диверсификации, - сказал RBC daily экономист ИК 'Тройка Диалог' Антон Струченевский. - Кроме того, в нынешнем положении дел есть вина и самого правительства: не компании такие плохие, а условия неблагоприятные. Не гарантируются права миноритариев, например. Поэтому и правительству надо что-то делать'.

С мнением коллеги соглашается и Алексей Воробьев. По его мнению, столь раздражающие экономический блок правительства изъяны говорят лишь о неразвитости законодательства и рынка. 'Правительству необходимо в первую очередь улучшать рыночную инфраструктуру', - полагает экономист ИГ 'АТОН'. 'Самое главное, что могут сделать власти - не мучить бизнес, - поддерживает Антон Струченевский. - Нужно избегать резких заявлений, не размахивать дамокловым мечом налоговых служб, максимально способствовать улучшению инвестиционного климата. Тогда все само пойдет, а иначе мы зайдем в тупик'. Из предложенных правительством мер экономисты пока одобряют лишь установление ответственности за торговлю инсайдом. 'Закон об инсайдерской информации катастрофически необходим рынку, - говорит Алексей Воробьев. - В любом случае у нас есть возможность торговать на рынке с использованием инсайда, но, даже если этот факт будет доказан, никакого наказания за это законодательство пока не предусматривает'. Остальные меры, предпринимаемые властями для подстегивания фондового рынка, к сожалению, оставляют желать лучшего. Так, в четверг 25 крупнейших инвесторов рынка передали Владимиру Путину открытое письмо, в котором призывают его не допустить принятие поправок к закону 'Об акционерных обществах', предложенных комитетом по собственности Госдумы. Эти поправки позволяют акционеру, владеющему по меньшей мере 90% акций любой российской компании, выкупать доли остальных акционеров по цене, которую определит оценщик, нанятый и оплаченный основным акционером. При этом миноритариям не предоставлено ни малейшей возможности остановить выкуп их долей в случае поступления такого предложения. По мнению инвесторов, данные поправки могут стать 'самым деструктивным изменением в российской экономике' за последние четыре года.

'Действительно, поправки, подготовленные Виктором Плескачевским 'и компанией', ущемляют права миноритарных акционеров, - полагает Алексей Воробьев. - Поскольку, если оценка миноритарных пакетов будет производиться за счет крупного акционера, даже если оценку проводит независимая компания, возникают возможности для занижения оценочной стоимости'. Впрочем, даже если абстрагироваться от оценщика, когда в законе отсутствует возможность повлиять на стоимость миноритарного пакета со стороны самих миноритариев, это является большим недочетом. 'По сути, закон предполагает, что миноритарии должны продавать свои пакеты по цене, предложенной крупным акционером, а если их эта цена не устраивает - они могут обратиться в суд, - отмечает г-н Воробьев. - То есть миноритарии понесут убытки в любом случае - судебные, моральные, финансовые'. Возможно, сам закон и не противоречит международной практике. 'Идея хорошая: в нашей стране было много корпоративных скандалов, когда один миноритарий с незначительным пакетом акций мог заморозить или по крайней мере отсрочить крупную сделку, - говорит экономист ИГ 'АТОН'. - Но форма, в которой подан этот закон, если и не абсурдна, то ущемляет права миноритарных акционеров'.

Отдел экономики

Антон Попов, 24.09.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru