Начатое на страницах 'Д' обсуждение проблем геологоразведочной отрасли Удмуртии втягивает в дискуссию все большее и большее количество СМИ. Одной из наиболее значимых статей последнего времени на эту тему стал аналитический материал 'В поисках утраченной нефти', опубликованный в 'Известиях Удмуртской Республики' (15.09.2004). 'Упадок геологоразведочной отрасли Удмуртской Республики сегодня очевиден, - признает главная государственная газета республики'.

 

Анализируя позицию главы Минприроды УР Александра Кулагина, утверждающего что причины упадка республиканской геологоразведки лежат исключительно в недостатках федерального законодательства, автор статьи в 'Известиях УР' обращается к опыту Пермской области, где  действуют те же самые несовершенные федеральные законы, но ситуация с геологоразведочной отраслью совсем иная, чем в Удмуртии.

'В 1999-2003 гг. объемы финансирования сейсморазведочных работ в  Пермской области оказались в 4,6 раза выше, чем в Удмуртии, - пишут 'Известия УР'. - Это при почти равных объемах нефтедобычи, при значительно более высокой изученности пермской территории и гораздо более сложном ее рельефе, что затрудняет геологоразведочные работы. Причем сравнение не в пользу Удмуртии характерно как до 2002 года, когда отменили отчисления на ВМСБ, так и после. Например, в 2001 году в Пермской области на цели геологоразведки было направлено 2,5 млрд рублей, а в Удмуртии всего около 480 с половиной  миллионов, то есть более чем в 5 раз меньше. В 2002 году - после отмены отчислений на ВМСБ - объем разведочных работ у пермяков  в денежном выражении составил около 600 млн рублей, а в Удмуртской Республике -  менее 32,7 млн'.

 'Таким образом, - пишут 'Известия УР', -  можно сделать вывод, что  не все беды геологоразведки исходят от недостатков федерального законодательства. Многое зависит от  политической воли и профессионализма должностных лиц - от того, насколько умело они работают с федеральным центром, нефтяными компаниями и даже геологоразведочными предприятиями'.

Нетрудно понять, какие 'должностные лица' в данном случае имеются в виду. Скорее всего, речь здесь идет о чиновниках Министерства природных ресурсов УР и, прежде всего, о главе этого ведомства Александре Кулагине.  Не исключено, что публикация в 'Известиях УР' является признаком шаткости положения Кулагина на олимпе власти и что в руководстве республики сегодня актуальным стало обсуждение вопроса об его отставке.

В принципе, объективных причин для этого вполне достаточно. Крах республиканской геологоразведки, связанный с проблемами восполнения такого стратегического для экономики Удмуртии ресурса как нефть, а также крупнейшая экологическая катастрофа последнего времени - 'цветение' Ижевского пруда (главного источника питьевой воды и важнейшего рекреационного ресурса Ижевска) - уже этого хватило бы для того, чтобы поменять главу Минприроды, как минимум, дважды. Успешное проведение министерством конкурса рисунков 'Самое толстое дерево Удмуртии', конечно, служит делу экологического воспитания подрастающего поколения, но вряд ли может рассматриваться как серьезный аргумент в пользу профессиональной компетентности министра Кулагина.