В четверг, 9 сентября стало известно о том, что полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский отправлен в отставку. На его место должен придти бывший начальник Генштаба Минобороны России Анатолий Квашнин. По всей видимости, отставка связана с тем, что Квашнин должен был получить некую компенсацию за свой уход. Однако гораздо более интересна судьба самого института полпредства: он все больше превращается в место для отставных московских политиков, не востребованных на федеральном уровне. А это означает, что институт полпредства себя окончательно изжил.

Когда происходит несколько похожих событий, первое из которых кажется исключением, становится понятным, что это исключение становится правилом. Впервые о том, что полпреды больше не являются полноценными субъектами российской политики, стали говорить года через два после их появления. Напомним, что институт полпредства был введен в 2000 году, когда Владимир Путин только-только был избран президентом РФ. Тогда перед ним стояло множество системных проблем, которые предстояло решить: повысить управляемость парламента, удалить региональные элиты от федерального политического процесса, выстроить "вертикаль власти" и, наконец, минимизировать влияние крупных финансово-промышленных групп на политику. Полпреды были созданы для решения одной из этих задач, а именно, построения вертикали власти, более конкретно - для контроля процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Тогда региональные элиты были весьма амбициозными: они имели мощные лоббистские ресурсы в парламенте и исполнительной власти, были весьма самостоятельны и часто политически автономны, имели возможности для контроля над региональными силовыми структурами. Именно благодаря активности региональной элиты было создано движение "Отечество-Вся Россия", которое чуть не спутало все карты ельцинской элите в операции "преемник": позиции лидера ОВР Евгения Примакова были в начале осени 1999 года весьма сильны, и поддерживающие его влиятельные московские власти реально претендовали на президентский пост. Такое наследство и получил Владимир Путин, и институт полпредства должен был усилить контроль над регионами, не случайно на посты полпредов были назначены в общей массе генералы.

Первым звонком в отношении полпредов стала отставка полпреда в Северо-Западном федеральном округе Виктора Черкасова. Его место временно заняла бывший вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко: пост стал плацдармом для ее избрания главой Санкт-Петербурга. Затем это место занял другой отставной вице-премьер Илья Клебанов, который и занимает эту должность поныне. Для него это место и стало компенсацией за уход из российского правительства. Его примеру последовал и Владимир Яковлев: после добровольно-принудительной отставки с поста мэра Санкт-Петербурга и назначения на "расстрельную" должность вице-премьера по проблемам ЖКХ, он был назначен на пост полпреда в Южном федеральном округе. Теперь эту цепочку продолжил и Анатолий Квашнин.

Можно предположить, что через года два-три институт полпредов может быть и вовсе ликвидирован - содержать его исключительно для отставных федеральных политиков, наверное, нерационально. Пока же принимать об этом решение пока рано: административная реформа еще не закончена, и могут быть отставки "опытных" и "нужных" людей, для которых как раз и найдутся "нужные" должности полпредов, например, в Приволжском (Сергей Кириенко недавно стал объектом дискредитационной кампании в СМИ) или Центральном федеральном округе (Георгий Полтавченко числится среди претендентов на место московского мэра). В противном случае при желании восстановить дееспособность данном института, пришлось бы полностью обновлять его руководящий состав.

Политком.ру, 10.09.04