Социологи уверены: негативное отношение к качеству обучения в школах вызвано тем, что никто не знает, к чему приведет реформа образования

Накануне 1 сентября исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел опрос о предстоящем учебном годе. Как оказалось, число тех, кто считает, что сейчас идти первый раз в первый класс гораздо труднее, чем раньше, за прошедший год возросло - с 61% до 67%. Кроме того, выяснилось, что по-прежнему превалирует число тех, кто считает государственные средние школы оптимальным вариантом для получения качественного образования. Многие тяготеют к советской системе образования, признанной одной из самых эффективных в мире, и считают, что проходящая сейчас реформа не принесет желаемых результатов. Такие настроения связаны еще и с тем, что высшему образованию уделяется больше внимания как залогу успешного карьерного роста, тогда как среднее в основном порождает бурные дебаты по проблеме пересмотра образовательных стандартов и перегруженному школьному расписанию.

Всероссийский опрос ROMIR Monitoring проводился среди 1,5 тысяч россиян в возрасте от 18 лет и старше. Традиционное исследование накануне начала учебного года в этот раз показало, что возросло количество россиян, считающих, что сегодня учиться в школе труднее, чем прежде. Если в прошлом году утвердительно на этот вопрос ответили 61%, то в этом - 67%. При этом четверть опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет не видят особой разницы и уверены, что учиться сегодня и тогда было одинаково сложно. А вот в вопросе выбора учебного заведения большого разрыва нет. По 29% респондентов считают, что образование лучше получать в частных либо в государственных специальных школах, а 34% - что учиться лучше в обычных государственных школах (так зачастую отвечали представители старшего поколения). Редкостное единодушие показали участники опроса, высказывая свое мнение о возвращении школьной формы (47% выступают за то, чтобы унифицировать школьную одежду по всей России), а также о необходимости уроков начальной военной подготовки. Хотя особой целесообразности в них не было тогда и нет сейчас, тем не менее 35% считают, что они необходимы для мальчиков, а 49% были бы не против, если НВП стала обязательной для всех школьников.

Очевидно, что подобная структура опроса свидетельствует о ностальгии по 'славному прошлому', когда наше школьное образование, да и образование вообще, считалось одним из самых лучших в мире. 'Старшее поколение считает, что в советское время школ было больше и обучали в них лучше, - сказал RBC daily специалист аналитического отдела фонда 'Общественное мнение' (ФОМ) Петр Бавин. - В то время государство тратило больше средств на образование, дети больше хотели учиться, а школы были бесплатными. Эти три позиции напрямую с содержанием образования не связаны, но на выходе подчеркивают достоинства советской системы'. Сходного мнения придерживаются и другие эксперты. Так, например, по словам заведующей отделом Института социально-политических исследований РАН Юлии Зубок, подобная ситуация - следствие того, что в обществе нет четкого мнения о происходящих сейчас в образовании переменах. 'Сегодня мы наблюдаем поляризацию мнений по отношению к ситуации в средней школе и в образовании в целом, - сказала она RBC daily. - Фактически все, что бы сейчас ни предприняли, - дальнейшее проведение реформ или возвращение к прежним стандартам - может привести к неутешительным итогам. Причина - в отсутствии четкого представления о том, что происходит в образовании. А страдают от подобного положения прежде всего сами школьники и их родители'.

В частности, при выборе школы, как рассказала г-жа Зубок, одни руководствуются лучшими условиями в частных учебных заведениях, а другие - те, кто регулярно платит за обучение и недоволен постоянными поборами в школах, - наоборот, склоняются к государственным учебным заведениям. Однако все это - лишь производная той ситуации, которая сложилась в образовании. 'По сей день так и неясна цель реформы, - прокомментировала Юлия Зубок. - Сама идея введения ЕГЭ, 12-летнего образования, бакалавриата, магистратуры свидетельствует о том, что российская система образования делает все, чтобы интегрироваться в международную образовательную сеть. И при этом, разумеется, все больше ориентируется на западные образцы, попирая сложившийся опыт. И это не просто вопрос традиций, от которых жаль отказываться. Отечественная система образования признана одной из лучших в мире, более того, ее образцы отражены и в менталитете россиян. Иначе как объяснить недоверие не только учащихся и их родителей к школьному образованию, но, что важнее, самих работодателей к бакалаврам?'

Понятно, что сегодня перед теми, кто проводит реформу образования, стоит вопрос о том, как изменить его содержание, сделать более качественным. Но сами участники процесса, те же родители, зачастую под качеством подразумевают совсем не содержательную, а материальную, идеологическую стороны. 'Если говорить о содержании образования, то, спрашивая о его качестве, мы получали ответ на этот вопрос, а также представление о том, насколько важны внешние материальные и идеологические факторы, - сказал RBC daily Петр Бавин. - Те, кто придает больше значения первому, считают, что содержание стало лучше. Но все больше становится тех, кто рассуждает о материальном аспекте образования'. Действительно, по данным ФОМ, 19% россиян (на 2% больше, чем в прошлом году) считают, что качество образования стало лучше, а 46% - что оно ухудшилось. При этом 57% респондентов уверены, что реформы в образовании нужны, а 11% придерживаются противоположного мнения. 'В данном случае мы видим, что люди мало представляют себе, чего хотят добиться реформаторы, - считает специалист ФОМ. - Да и не интересуются они конечным результатом, а ждут от образования, что оно повлияет на состоятельность в жизни. По устоявшемуся мнению, среднее образование этого не дает'. Юлия Зубок уверена: сегодня есть все основания полагать, что по многим показателям в области образования идет такой же процесс разрушения, как и в экономике в середине 90 х годов. 'За годы реформ фактически снизились и базовые ценности в образовании (ценность самого образования, ценность знаний), - сказала она RBC daily. - Но система образования должна быть 'живой' - реагировать на общественные изменения, иначе она затормозит прогресс, хотя при этом в процессе ее реформирования должен быть соблюден баланс общественных, если угодно, национальных интересов страны'.

Отдел экономики

Анна Попова, 01.09.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru