Кремль дает регионам большую самостоятельность, а взамен перекрывает потоки 'халявных' федеральных дотаций

Вчера Госдума приняла во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся регулирования межбюджетных отношений. Суть поправок проста: федеральный центр требует от регионов большей самостоятельности и урезает им часть фактически безвозмездных субсидий, вместо этого призывая сопоставлять расходы с доходами. Если раньше региональные представители в Госдуме могли 'поспособствовать' тому, чтобы центр выделял бедным и не очень бедным регионам различные субсидии, возвращать которые они не спешили, то теперь взаимоотношения федералов и регионалов будут строиться по схеме 'банк-клиент'. Центр предлагает нуждающимся регионам кредиты, начисляя за свои услуги определенные проценты. Одна из ключевых проблем, правда, остается прежней: механизм 'побуждения' региональных властей платить по своим долгам федеральному центру так и не отработан. В целом все эти нововведения лишь часть общей стратегии реформирования бюджетного процесса в России, за которую чиновники взялись еще в начале года. Смысл ее заключается в следующем: перейти от сметного, еще советского способа планирования госбюджета к формированию бюджета исходя из наличия средств и эффективности тех или иных статей расходов. Видимо, полагают аналитики, пока внешняя конъюнктура позволяет удерживать бюджет профицитным, чиновники пытаются сделать саму бюджетную схему более эффективной. По оценкам Алексея Кудрина, в результате таких реформ эффективность бюджетных расходов может возрасти на 10-20%.

Как скромно говорится в сообщении, поступившем с госдумовских 'полей' вчера, 'законопроект уточняет бюджетные полномочия, бюджетное устройство и определяет порядок разграничения бюджетных обязательств'. На самом же деле малопонятный простым обывателям документ - первый шаг в ходе коренного преобразования бюджетной системы России. О неэффективности существующего государственного планирования чиновники всерьез задумались еще в начале этого года, когда было публично объявлено, что в стране начинается реформа бюджетного процесса. Нынешняя бюджетная система, мало изменившаяся, несмотря на рыночные преобразования с советских времен, - это всего лишь набор смет федеральных ведомств, которые год от года уточняются и индексируются в зависимости от разных условий и пожеланий. Такая система, по мнению экспертов, исключает всякую возможность среднесрочного и тем более долгосрочного планирования. Новая система должна будет функционировать по совершенно иному принципу: бюджет должен превратиться в подобие различных целевых программ, расходы по которым и эффективность исполнения которых легко можно отследить.

Один из серьезных этапов на пути создания такой системы бюджетирования (которая, к слову сказать, используется практически во всех развитых странах мира) - урегулирование межбюджетных отношений. Сейчас финансовые отношения между центром и регионом, как мягко выражаются сами чиновники, 'очень непрозрачны'. Проще говоря, существующая система субсидий (возмездных выплат центром субъектам) и субвенций (безвозмездных) стимулирует не столько развитие этих субъектов, сколько процветание коррупции. 'Не секрет, что основной задачей региональных представителей в Думе и при правительстве является 'выбивание' федеральных субсидий для выдвигающих их регионов, - сказал RBC daily собеседник в Совете Федерации. - Позакрывав и разорив у себя все градообразующие предприятия, региональные власти просто объявляют свой регион нищим и начинают ходить с протянутой рукой в Москву'. Понятно, что при такой неконтролируемой и расходной системе межбюджетных отношений выстраивание новой схемы бюджетирования невозможно. Теперь же взамен старых субсидий чиновники предлагают построить отношения между центром и регионами на рыночной основе, то есть федеральные власти дают деньги субъектам, но в кредит и на платной основе.

С одной стороны, центр дает регионам большую свободу и фактически отменяет федеральные мандаты, то есть перестает диктовать субъекту, к примеру, какие льготы он обязан предоставлять ветеранам, а какие нет. Но с другой, прикрывает 'ручеек' 'халявных' денег из центра и настаивает, чтобы субъекты переходили на принцип планирования своих расходов по типу 'От каждого по способностям'. 'Сколько сумел заработать, такие расходы и закладывай в своем бюджете, ничего мы тебе задаром не дадим из федерального бюджета, - поясняет это положение представитель Совета Федерации. - Многие функции, которые раньше тащил на себе федеральный центр, перекладывают теперь на регионы, переходя к принципу 'Ближе к исполнителю'. Кто исполняет, тот и планирует затраты, а значит, с него легче спросить. Конечно, совсем дотации не исчезнут, бедные регионы будут поддерживать, но размер этой помощи, безусловно, сократится'.

Правда, такие благие намерения чиновников, по мнению экспертов, по крайней мере на первых порах приведут к еще большему увеличению разрыва между уровнями жизни в разных регионах России. 'В этой ситуации центр в большей степени заботится о себе и собственной стабильности, - говорит RBC daily ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. - В настоящее время он и так забирает себе все самые стабильные налоги, а с нового года еще 1,5% налога на прибыль будет уходить в федеральный бюджет'. Кроме того, по словам заместителя министра финансов Татьяны Голиковой, перечисляться в федеральный бюджет будет также и весь водный налог. В результате этого, как полагают эксперты, может еще больше увеличиться разрыв между различными регионами. 'Процесс будет происходить болезненно, - констатирует г-жа Акиндинова. - Понятно, что все регионы изначально имеют разный потенциал: те, кто работают на внешний спрос или в большей степени этот спрос обслуживают, имеют больше преимуществ, есть же такие регионы, где фактически не производится товаров на экспорт'. Впрочем, несмотря на опасения в увеличении разрыва, некоторые аналитики считают, что такая шоковая терапия центра пойдет на пользу некоторым региональным руководителям. 'Им необходимо думать о том, как развивать у себя в регионе производство и обеспечивать налоговые поступления, - говорит RBC daily источник в Совете Федерации. - Вместо этого все эти региональные депутаты постоянно обитают в Москве и только и занимаются тем, что выбивают деньги под свои якобы местные проекты. Беда в том, что порой даже малая часть этих денег до регионов так и не доходит'.

Источник

http://www.rbcdaily.ru