На днях президент компании 'Российские железные дороги' (РЖД) Геннадий Фадеев заявил о том, что будет добиваться контроля над опорным банком железной дороги - "Транскредитбанком" (ТКБ) и над расчетным банком Октябрьской железной дороги - 'Балтийским банком'. Однако если намерение РЖД 'удочерить' первый банк никого не удивило - компания много месяцев пытается войти в капитал ТКБ, который в 2002 г. была вынуждена покинуть по требованию Михаила Касьянова, заставившего госструктуры выйти из капиталов комбанков, - то желание контролировать 'Балтийский банк' вызвало множество предположений. Одно из них: ОАО 'РЖД' готовит альтернативу ТКБ, поскольку его удочерить гораздо сложнее. Официальных комментариев от РЖД, ТКБ и 'Балтийского банка' получить не удалось, однако в неофициальных беседах представители "Транскредитбанка" постарались убедить RBC daily в том, что РЖД не собирается искать себе новый опорный банк.

'Транскредитбанк' (ТКБ) - один из крупнейших российских банков. В рейтинге 'Эксперт РА' (по данным на 1 апреля 2004 г.) он занимает 27-ю строчку по величине активов - 28,2 млрд руб. - и 39-е место по капиталу (3,1 млрд руб.). ТКБ является опорной кредитной организацией ОАО 'РЖД', которое в 2003 г. было выделено из МПС и на баланс которого перешло 95% министерских активов. 'Балтийский банк' (г. Санкт-Петербург) по финансовым показателям почти в два раза меньше ТКБ. Его активы составляют 17,5 млрд руб. (42-е место), а капитал - 1,6 млрд руб. (73-е место). Его учредителем выступило ГУП 'Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации', которое долгое время оставалось основным участником банка. Сейчас его крупнейшими акционерами являются ООО 'Балтийский торговый дом' - 25,22%, ООО 'СПб Торговая компания (ОРС) ОЖД МПС' - 11,96%, ЗАО "Система Стройкомплекс" - 19,65%, ООО "Н.П.К." - 17,27%, ООО "Петербургское агентство недвижимости" - 15,88%.

На днях президент РЖД Геннадий Фадеев заявил о том, что компания намерена установить контроль над опорным банком железной дороги - 'Транскредитбанком' и над расчетным банком Октябрьской железной дороги - 'Балтийским банком'. При этом он добавил, что 'Российские железные дороги' хотели бы получить контрольный пакет акций этих кредитных организаций, и данный вопрос президент РЖД, по его словам, поставит перед правительством. Желание РЖД контролировать ТКБ неудивительно. Дело в том, что 'Российские железные дороги' (тогда еще МПС) были крупнейшим акционером 'Транскредитбанка'. Министерству принадлежало 75%. Однако предыдущий премьер Михаил Касьянов обязал госструктуры выйти из капиталов коммерческих банков, сделав исключение лишь для государственных акционеров Сбербанка, Внешторгбанка, 'Россельхозбанка', Российского банка развития, Всероссийского банка развития регионов и 'Росэксимбанка'. Руководство МПС очень настаивало на том, чтобы исключение было дано и ему, указывая, что вскоре ему предстоят серьезные реформы и без 'своего' банка их проводить будет тяжело, но Касьянов был неумолим. После того как Михаила Касьянова сменил Михаил Фрадков, у РЖД появилась надежда на возврат ТКБ. По крайней мере, если раньше об этом речи не могло идти в принципе, то в марте этого года от главы ОАО 'РЖД' на имя президента банка Юрия Красковского пришло письмо, в котором он сообщает, что в случае размещения допэмиссии акций ТКБ он рассмотрит возможность приобретения большого пакета акций, но для этого необходимо согласование с правительством, Минимуществом и миноритарными акционерами.

Однако заявление главы РЖД о желании 'удочерить' 'Балтийский банк' для многих стало полной неожиданностью, что привело к возникновению множества версий относительно истинных причин такого заявления. Одна из этих версий - железная дорога ищет альтернативу ТКБ, так как последний сделать 'дочкой' значительно сложнее, нежели 'Балтийский банк'. В пользу этой версии говорило то, что вскоре ТКБ из узкого 'железнодорожного' банка перевоплотится в 'транспортный'. В течение 2004 года он нарастит долю инвестиций в автомобильный транспорт, авиацию и водный транспорт, что может создать препятствия для РЖД в их стремлении установить контроль над банком. К тому же в пользу версии об 'альтернативе' могли свидетельствовать давние планы 'Балтийского банка' о строительстве сети из 50 филиалов. Так вот, частично эта сеть дублировала сеть 'Транскредитбанка'.

На момент написания статьи RBC daily не удалось получить официальных комментариев от РЖД, ТКБ или 'Балтийского банка'. Однако неофициально источник в 'Транскредитбанке' поспешил разубедить корреспондента RBC daily в том, что РЖД ищет своему расчетному банку смену: 'Есть РЖД - это система, которая включает в себя 17 железных дорог и центральный офис. Расчетным банком по этой системе всегда был и будет являться "Транскредитбанк"'. Собеседник RBC daily пояснил, что ввиду сложившейся практики 'Балтийский банк' занимался расчетными операциями Октябрьской железной дороги (ОЖД). Причем масштабы его деятельности в части сотрудничества с РЖД ограничиваются лишь ОЖД. По словам источника, создавать второй расчетный банк, с одной стороны, очень дорого: каждый филиал стоит примерно 3 млн долл. 'Это большие затраты. Это совершенно бессмысленно. По логике, будет второй такой же банк, который можно назвать 'Транскредитбанк-2', - сообщил он. С другой стороны - долго. Однако откуда тогда взялась гипотеза, что РЖД не хватает одного банка?

По версии источника, гипотеза со сменой опорного банка возникла в тот момент, когда глава РЖД 'через запятую' назвал два важных для РЖД банка - 'Транскредитбанк' и 'Балтийский банк', добавив при этом, что железная дорога хочет купить их контрольные пакеты. 'Могла возникнуть некая иллюзия, что эти банки для РЖД - одной степени значимости. Но это не так. ТКБ - единственный расчетный банк. Другое дело, что ОЖД - крупная, это одна из двух крупнейших железных дорог, и расчеты у нее большие. Так что значимость 'Балтийского банка' для железной дороги действительно очень большая. Что касается сети 'Балтийского банка', то ее нет. Это старые планы банка, которые так и не были осуществлены. И сейчас у них только 15 филиалов. К тому же 'Балтийский' уже вырос за рамки регионального банка. У него есть бизнес, причем не связанный с железной дорогой. Естественно, в любых крупных городах-милионниках любой банк имеет право открыть филиал для каких-нибудь подразделений своих клиентов'.

Отдел компаний

Светлана Барсукова, 15.07.2004
Источник  http://www.rbcdaily.ru