Участники российского алкогольного рынка раскритиковали отмену лицензии на импорт алкогольной продукции, которая является одним из условий вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию

Вчера в ТПП РФ состоялся круглый стол 'Проблемы и перспективы совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции'. На мероприятии развернулась острая дискуссия между представителем Минэкономразвития РФ Максимом Медведковым и участниками алкогольного рынка по поводу предстоящей реформы лицензирования импортеров алкоголя, обусловленной вступлением России в ВТО. Чиновник уверял собравшихся, что пересмотр порядка лицензирования (его упрощение) ничего революционного в себе не несет и никак не отразится на российском рынке. Однако представители компаний-производителей говорили, что нововведение автоматически ударит по их бизнесу, потому что число неизвестных импортеров резко возрастет, а сама ситуация на рынке станет неуправляемой. Свести к минимуму риски от нововведения поможет компромисс, а именно формальная отмена лицензирования импорта, но сохранение нынешних требований к лицензиатам, которые следует прописать в федеральном законе.

В конце мая 2004 г. Россия и Евросоюз подписали двустороннее соглашение об условиях присоединения нашей страны к ВТО, в котором, в частности, закреплены принципы и направления деятельности в отношении оборота алкогольной продукции. Тогда же участники переговоров с российской стороны (представители Минэкономразвития) подтвердили, что 'к моменту присоединения России к ВТО будут упрощены процедуры лицензирования видов деятельности путем исключения лицензирования деятельности по импорту и экспорту алкогольной продукции'. Это решение вызвало резкую негативную реакцию как отечественных, так и зарубежных импортеров алкоголя в Россию. 'Никакого серьезного анализа последствий отмены лицензирования импорта и экспорта не проводилось. Минэкономразвития, к сожалению, не обсуждало этот вопрос с участниками рынка. Что касается импорта и экспорта алкоголя, то это единственная сфера на нашем рынке, о которой можно сказать, что там сейчас действительно порядок, в отличие от того, что на данный момент происходит на внутреннем рынке. То есть в сфере экспорта и импорта вся продукция учтена, все налоги заплачены задолго до ввоза продукции на территорию России, а усилиями МНС сегодня практически исключены лжеэкспорт и потеря налогов через эти лжеэкспортные схемы. И этот механизм жестко регулируется именно за счет лицензирования', - заявил на круглом столе Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Итак, отмена лицензирования импорта, по мнению представителей российских фирм, существенно изменит правила игры и откроет доступ на рынок огромному количеству неизвестных игроков. И если сегодня работают порядка 100 импортеров алкоголя, то после отмены лицензирования импорта их число может увеличиться в десятки и сотни раз.

В Минэкономразвития возражают и говорят, что ничего подобного не может произойти в принципе. 'Я хотел бы развеять слухи о непредвиденной кончине регулирования импорта. В лицензировании импорта не изменится ничего вообще. Просто от системы так называемого неавтоматического лицензирования мы перейдем к системе автоматического лицензирования. Реально это будет выражаться в том, что будут сокращены сроки выдачи импортных лицензий. Мы и наши коллеги из других министерств убеждены в том, что лицензирование деятельности по импорту и экспорту не имеет никакого значения, это просто дополнительный и ненужный барьер', - сообщил собравшимся Максим Медведков, глава департамента торговой политики и многосторонних торговых переговоров Минэкономразвития РФ. По его словам, ситуация ничем не отличается от той, которая складывается по внешней торговле другими товарами. 'Ведь ничего не произошло, когда мы отменили, например, лицензирование деятельности по ввозу бриллиантов. Мы задохнулись в контрабанде? Мы задохнулись в 'сером' импорте? Ничего подобного не произошло. Потому что для нас 'точкой отсчета' является компания, которая (на случай, если ее деятельность лицензируется) имеет лицензию на операции на внутреннем рынке. В случае с алкоголем эта лицензия сохраняется. И то, что появится огромное количество фирм-однодневок, абсолютно нереально. Дело в том, что им придется получить в полном объеме те лицензии, которые существуют на закупку и т.д. Их порядка 15. Мы из этих 15 лицензий убираем одну, не меняя сути регулирования рынка'.

Однако, по мнению участников рынка, проблема не в отмене лицензирования: оно в новых формах действительно частично сохраняется. Главное, что при заявительном (автоматическом) характере лицензирования (регистрации контракта) снимаются все существующие требования и ограничения к лицензиатам. Представители российских фирм говорят, что это недопустимо, поскольку делает рынок алкоголя России беззащитным от экспансии недобросовестных поставщиков зарубежного алкоголя, а мировые производители алкоголя в условиях острейшей конкуренции на Западе рассматривают Россию с ее традициями как очень привлекательный рынок и делают все для вторжения на него.

Тем не менее компромисс все-таки еще может быть достигнут. Депутат Госдумы Виктор Семенов, который вел круглый стол, высказался за то, чтобы продолжить законодательную проработку реформы лицензирования импорта и экспорта алкоголя. На практике это может выражаться в том, что существующий порядок лицензирования (по крайней мере до вступления в ВТО) лучше вообще не трогать, при вступлении же порядок лицензирования изменить, но нынешние требования к лицензиатам сохранить, прописав их в федеральном законе. Правда, для этого России придется еще согласовать этот вопрос с ВТО.

Отдел экономики

Андрей Сердечнов, 14.07.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru