Принятие в первом чтении законопроекта о монетизации льгот сопровождалось многочисленными несанкционированными митингами

Несмотря на все старания оппозиционеров, чуда не произошло - в пятницу Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект 'О замене льгот денежными компенсациями'. Обсуждение этого 'антинародного закона' (как шутили в кулуарах представители 'Единой России') затянулось до пяти часов вечера (по повестке дня предполагалось, что депутаты управятся с этим вопросом уже к обеду). Обсуждение законопроекта, как и ожидалось, сопровождалось многочисленными акциями протеста и митингами. Протестные шествия начались около 8 часов утра на улице Улофа Пальме возле дома, где живут депутаты, - сторонники молодежной фракции 'Родина' устроили театрализованное представление на тему 'Что ждет собственников жилья в случае отмены льгот по оплате услуг ЖКХ'. Второй митинг был устроен на Манежной площади возле здания Государственной Думы, где собрались ветераны, представители профсоюзов, члены Партии пенсионеров и коммунисты. Еще один митинг устроили сторонники КПРФ и 'Трудовой России' на площади Революции. Суть призывов всех манифестантов известна: замена льгот на денежные компенсации привезет к резкому снижению уровня жизни 20 млн российских граждан. Впрочем, голосующее 'за' большинство депутатов отнеслось к народным требованиям весьма философски, объясняя действия недовольных их преклонным возрастом и плохим пониманием сути изменений. Как пояснил журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, 'большинство льготников - люди пожилые', они привыкли, что при советской власти им платили мало, зато давали много 'бесплатных социальных благ'.

Напомним, что, согласно предложенному правительством законопроекту, со следующего года предполагается заменить льготы по четырем направлениям (проезд на городском и пригородном транспорте, предоставление лекарств и оплата путевок в санаторий) адресными денежными дотациями. Остальные льготы, включая жилищно-коммунальные, пока сохраняются. Размер компенсации будет рассчитываться в зависимости от категории льготников: для героев Советского Союза и России она составит до 3500 руб. в месяц, для инвалидов ВОВ - 2000 руб., участников ВОВ - 1500 руб., инвалидов I группы - 1400 руб., II группы - 1000 руб., III группы - 800 руб., детей-инвалидов - 1000 руб. Вышеперечисленные категории льготников (всего их около 14 млн человек) будут получать деньги из федерального бюджета. Как пообещал выступавший на слушаниях в пятницу с докладом министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, 'в рамках финансирования данной реформы в 2005 г. будет выделено более 170 млрд руб.'. Заботу об остальных категориях льготников - ветеранах труда и тыла, а также репрессированных (всего таких граждан около 8 млн человек), государство поручило региональным властям. Именно этот пункт вызывал огромное количество нареканий со стороны различных чиновников и экспертов. Так, к примеру, по мнению главы комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирины Рукиной, многие регионы слишком бедны, чтобы обеспечивать гражданам необходимые выплаты. 'Даже в Москве, принимая решение об очередном повышении льгот, мы сталкиваемся с тем, что слухи о грядущем повышении тут же стимулируют рост потребительских цен. Причем рост этот неизменно опережает принятую нами величину надбавки', - отметила она в одном из своих недавних выступлений.

Понимая непопулярность проводимой реформы, власти всячески пытаются 'подсластить' пилюлю. Так, на пятничных слушаниях Михаил Зурабов пообещал сохранить за гражданами право выбора - оставить себе льготы в натуральном выражении либо воспользоваться денежными компенсациями. Кроме того, заверил министр, льготники смогут с 2006 года получить увеличенную сумму компенсаций в случае отказа от какой-либо из льгот. Успокоить жителей Москвы поспешил в пятницу и мэр столицы Юрий Лужков, который пообещал, что 'ни один льготник в столице не почувствует ухудшения, не будет получать суммарно льгот, дотаций меньше, чем он получает сейчас'. Впрочем, как признался журналистам Юрий Лужков, конкретные механизмы того, как 'сделать это получше', правительством города пока не обсуждались. 'Мы ждем этого решения на государственном уровне', - подчеркнул мэр.

Впрочем, если оставить в стороне политические перипетии вокруг реформы льгот, с экономической точки зрения такие меры правительства понятны. 'Такие ярые протесты возникают из-за того, что люди не понимают сути проблемы, поскольку правительство не слишком активно продвигает эту идею, в чем, в частности, признался недавно министр Михаил Зурабов, - сказал RBC daily генеральный директор Русского экономического общества Денис Муханов. - Плюс ко всему, каждый, кто обсуждает эту тему (например, депутаты), хочет прослыть защитником прав населения, не тратя много времени на понимание сути предлагаемых изменений, которые в целом верные'. Существующая система распределения льгот, как признают эксперты, далека от идеальной. Льготы неадресные, ими пользуются отнюдь не только те, кому они предназначены. Большим количеством льгот люди, живущие, к примеру, в отдаленных регионах, просто не имеют возможности пользоваться. К примеру, это льготы по санаторно-курортному лечению (этот вид льготы не используют девять из десяти человек), неактуальны для сельских жителей и льготы на проезд в городском транспорте и на телефон, которого в селах просто нет. С государственной точки зрения проводимая властями реформа призвана решить сразу две задачи: долгосрочную (постепенное сокращение социальных госрасходов), а также тактическую (оптимизация этих расходов). Первое направление реформирования обусловлено нависшей над страной задачей удвоения ВВП, которая, по мнению экономического советника президента Андрея Илларионова, может быть решена лишь при условии уменьшения государственных расходов в процентах к ВВП. Отсюда вытекает и второе условие - сократить траты государства можно также путем оптимизации самой их структуры. Проще говоря, чиновники хотят точно знать, за что, кому и сколько они платят (гораздо проще подсчитать фиксированные адресные дотации, чем 'размазанную' социальную помощь в натуральном виде).

Отдел экономики

Наталья Бендина, 05.07.2004
Сообщает: http://www.rbcdaily.ru