Затрудненный доступ банков к рублевым ресурсам приведет к удорожанию банковских кредитов на 0,5-2,0 процентных пункта, что в свою очередь может вызвать рост инфляционных ожиданий

В четверг ситуация на рынке межбанковских кредитов оставалась прежней: ставки overnight для банков первого круга составляли 1-3%, для второго - 15-20%. Высокие ставки тяготеют над банками уже месяц, и участники рынка начинают беспокоиться, что отсутствие дешевых ресурсов приведет к неминуемому росту ставок как по депозитам, так и по кредитам. Расчеты экономистов показывают, что рост ставок может составить порядка 0,5 п.п., однако некоторые участники рынка говорят о 2 и даже о 4 п.п. Причем повышение ставок, начавшись среди мелких банков, которые больше других страдают от нехватки ресурсов, быстро распространится на их более крупных конкурентов. В итоге затеянная ЦБ кампания по чистке рядов банковского сектора может привести к замедлению роста промышленного производства и ускорению инфляции. Пока, по мнению экономистов, оценить возможное влияние на инфляцию трудно, но, по их мнению, первые макроэкономические эффекты от кризиса ликвидности могут проявиться уже через три месяца.

'Рост ставок на МБК и сохранение их на высоком уровне более месяца вызывает глобальные последствия, - сказал RBC daily начальник торгового отдела АКБ 'Кредит-Москва' Михаил Гомма. - Никто не будет отдавать деньги дешево, если их выгоднее будет разместить на межбанке'. Доходность операций с векселями банков сейчас выросла в разы. Так, по словам участников рынка, доходность по векселям государственных банков сейчас достигла 12-14%, в то время как раньше доходность по векселям Сбербанка составляла 5,5%. А доходность по векселям крупных частных банков на прошлой неделе вообще доходила до 23%. Кроме того, отмечает Михаил Гомма, для многих банков сокращается приток дешевых средств. Поэтому, пытаясь привлечь средства любым способом, банки будут вынуждены увеличить ставки по депозитам. 'Следовательно, корпоративные, ипотечные кредиты будут дорожать, а при долгосрочном повышении ставок начнутся процессы, связанные с инфляционными ожиданиями', - полагает г-н Гомма.

Более оптимистической точкизрения придерживается аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Екатерина Трофимова. 'Я не вижу прямой связи между МБК и возможным ростом инфляции в рамках всей экономики, - сказала г-жа Трофимова RBC daily. - Отношение банковских кредитов к ВВП в 2003 г. составляло 21-23%. Поэтому процессы, происходящие в банковском секторе, могут лишь косвенно отразиться на экономике в целом'. Кроме того, по ее мнению, сам рынок МБК имеет косвенное значение для ставок по кредитам. 'Напротив, есть совершенно четкая динамика по снижению ставок по кредитам. Когда было объявлено о снижении ставки рефинансирования, это в очередной раз показало тенденцию к общему снижению ставок, - говорит Екатерина Трофимова. - Не могу сказать, что в каком-то конкретном случае, конкретном банке, для конкретного клиента ставки не вырастут. Но если рассматривать сектор в целом, то есть совершенно четкая динамика к снижению ставок и нет предпосылок к перелому этой тенденции'.

Однако не все эксперты согласны с эффективностью принимаемых ЦБ мер. 'ЦБ снизил ставку рефинансирования главным образом для того, чтобы успокоить нервы, - сказала RBC daily экономист 'Альфа-Банка' Наталья Орлова. - Но прямого влияния на рынок это не оказало'. Возможно, опасаться мгновенных последствий для всего банковского сектора и не стоит. Однако некоторые части банковской системы могут стать своего рода очагами роста ставок. 'Скорее это будут банки, у которых средства, привлеченные на МБК, составляют значительную часть пассивов, - сказал RBC daily аналитик ИК 'Тройка Диалог' Сергей Донской. - Больше это касается небольших региональных банков, чем крупных'. Повышение ставок для них будет жизненно необходимой мерой. 'Повышение ставок привлечения уже произошло, и это неизбежно приведет к росту ставок размещения средств, - говорит Наталья Орлова. - И речь идет не о том, как побольше заработать на кредитах, а о том, чтобы компенсировать рост стоимости привлечения денег'.

При этом рост ставок может довольно быстро распространиться по рынку. 'Если произойдет повышение ставок по депозитам в мелких банках, то крупные за ними подтянутся, чтобы клиенты от них не ушли', - полагает г-жа Орлова. Вопрос в том, насколько именно подорожают депозиты для банков, а кредиты - для их клиентов. 'Ставки на МБК выросли минимум в три раза для банков первого круга - с 1% до 3%. По официальной статистике, на МБК приходится 15% привлеченных средств, - говорит Наталья Орлова. - Средняя стоимость фондирования для банков составляет 6%. Соответственно, удорожание составит примерно 8%, что выразится в повышении ставок как по привлечению, так и по размещению на 0,5 п.п.'. Впрочем, многие участники рынка в неофициальных беседах предупреждают о скором повышении ставок на 2-4 п.п. Как отметил Михаил Гомма, если сейчас ставки корпоративных кредитов начинаются от 16%, то теперь они будут составлять от 20% до 30%.

По мнению участников рынка, сейчас многие банки заморозили выдачу кредитов, оценивая перспективы рынка. Однако ситуация неопределенности не может сохраняться долго, и решение о дальнейшей кредитной политике должно быть принято довольно скоро. 'Банки смогут затягивать рассмотрение заявок по кредитам, если ликвидности для их выдачи будет недостаточно, - говорит Наталья Орлова. - А через неделю станет ясно, что будет с ликвидностью: заработает закон о валютном регулировании'. Поэтому, по ее мнению, решение о повышении ставок может быть принято через неделю - две. Как отмечает Михаил Гомма, повышение ставок неизбежно приведет к ускорению инфляции. Однако, по мнению экономиста 'Альфа-Банка', это вопрос спорный. 'Многие работники госсектора до сих пор не получают зарплату из-за реструктуризации ведомств, поэтому спрос на продукцию не такой, чтобы предприятия могли повышать цены, - говорит она. - Скорее они будут сокращать издержки. Кроме того, на банковские кредиты приходится лишь 20-30% оборотных средств предприятий - они в основном делают все за счет собственных средств'.

Однако если степень влияния банковских ставок на инфляцию еще не очевидна, то другие макроэкономические последствия могут проявиться уже скоро. 'Для производства критический уровень ставок по кредитам составляет 30%, - отмечает Михаил Гомма. - Поэтому через три месяца мы можем увидеть спад или по меньшей мере замедление роста промышленного производства. Единственное, что нас пока спасает, - это высокие цены на нефть. Просто мы все плотнее будем садиться на нефтегазовую иглу'.

Отдел экономики

Антон Попов, 18.06.2004