Ведущий российский автопроизводитель подыскивает зарубежного партнера для создания завода по производству современных дизельных двигателей

'АвтоВАЗ' ведет переговоры с концернами PSA Peugeot Citroen и Toyota Motor Co. о совместной разработке и производстве дизельных двигателей для автомобилей ВАЗ. Об этом в минувшую субботу на годовом собрании акционеров ОАО 'АвтоВАЗ' сообщил главный конструктор предприятия Владимир Губа. По его словам, организация производства современных дизельных двигателей входит в программу двигательного развития ОАО 'АвтоВАЗ'. Несмотря на то что автогигант уже имеет опыт выпуска ограниченных партий автомобилей с дизельными двигателями, его главная задача сегодня - вывести эту работу на качественно новый уровень. Тем более что российский рынок легковых дизельных автомобилей, по словам экспертов, пока мало освоен и при этом очень перспективен. Аналитики позитивно оценивают инициативу 'АвтоВАЗа' и отмечают, что главная задача, которую предстоит решить учредителям нового производства, - это грамотно организовать процесс сборки, потому что изготовление дизельных двигателей на порядок сложнее, чем бензиновых.

У 'АвтоВАЗа' уже есть опыт оснащения своих автомобилей дизельными двигателями. Более двадцати лет назад завод начал разрабатывать дизельные моторы для ВАЗ-2105, 'Нивы' и в то время еще перспективной 'восьмерки'. Тогда за точку отсчета вазовцы взяли один из зарубежных аналогов, а в конструкции мотора максимально использовали уже имеющиеся комплектующие бензиновых силовых агрегатов. В 1998 г. началось производство ВАЗ-21045 с дизелями, изготовленными на 'Барнаултрансмаше'. На сегодняшний день выпущено всего около 10 тыс. таких автомобилей, интерес к ним был проявлен как в России, так и в странах ближнего зарубежья - в Казахстане, Узбекистане, Латвии. Причем спрос на дизельные 'четверки', по словам их производителей, намного превышает предложение.

Причина - преимущества дизельного двигателя по сравнению с традиционным. 'В отличие от бензинового двигателя, дизель более 'всеяден'. Если у бензиновых моторов топливо разделяется по октановому числу на несколько разновидностей, то у дизельного только две разновидности топлива: летнее и зимнее. Конечно, с зимним дизельным топливом в России могут возникнуть проблемы, особенно в северных районах, но, с учетом неприхотливости дизелей, это не столь существенно, - сказал RBC daily ситуацию Владимир Скопцов, эксперт BKG. - Если сравнивать современный дизельный двигатель с бензиновым, то выхлоп у него может быть таким же, как у бензиновых двигателей, соответствующих экологическому стандарту 'Евро-3'. Не надо забывать, что дизельный двигатель с объемом, аналогичным бензиновому, - более 'тяговитый'. Ну, и самое главное - дизельное топливо значительно дешевле'.

Судя по всему, теперь на 'АвтоВАЗе' хотят оснащать свои машины более совершенными дизельными моторами и в перспективе - наращивать выпуск дизельных автомобилей. Как заявил на годовом собрании акционеров ОАО 'АвтоВАЗ' Владимир Губа, завод сегодня остро нуждается в современных двигателях, в то время как российские дизельные двигатели удовлетворяют лишь 'утилитарным требованиям покупателей'. Именно поэтому 'АвтоВАЗу' необходим зарубежный партнер, имеющий большой опыт в производстве качественных дизельных двигателей. Правда, в российских представительствах PSA Peugeot Citroen и Toyota Motor Co. (с этими концернами 'АвтоВАЗ' в настоящее время ведет переговоры) комментариев по существу вопроса в понедельник получить не удалось. Как сообщил собеседник RBC daily в одной из этих компаний, 'АвтоВАЗ', может быть, и ведет соответствующие переговоры с руководством концернов, но к ним информации о возможном сотрудничестве в сфере производства дизельных двигателей в России пока не поступало. На 'АвтоВАЗе' были не менее лаконичны, подтвердив факт того, что такие переговоры ведутся, но отметив, что подробности пока неизвестны. 'Вопросы, для каких моделей ВАЗ планируется наладить производство дизельных двигателей, сколько таких моторов предполагается выпускать ежегодно и т. д., пока что слишком преждевременны', - сказал RBC daily Денис Метальников, заместитель начальника пресс-центра 'АвтоВАЗа'.

Между тем собственное производство двигателей и наращивание выпуска дизельных автомобилей, судя по всему, нужно 'АвтоВАЗу' для увеличения экспортных поставок - дешевые дизельные ВАЗы будут вполне конкурентоспособны за рубежом, особенно в тех странах, где дизельные легковые машины всерьез конкурируют с бензиновыми. Кроме того, дизельные ВАЗы будут востребованы и на внутреннем рынке, там, где дизельное топливо активно используется наряду с бензином, например, в Сибири и Зауралье. Но в любом случае главная задача, которую предстоит решить учредителям нового производства, - это грамотно организовать процесс сборки, потому что изготовление дизельных двигателей на порядок сложнее, чем бензиновых. 'Технологические требования к изготовлению дизельных двигателей значительно выше. Это высокоточное производство, требующее больших вложений. Например, в свое время для производства дизельных двигателей для грузовиков КамАЗ было переоснащено новейшим оборудованием сразу несколько заводов. Следует учитывать и то, что из-за конструкционных особенностей изготовить качественный дизельный двигатель для легкового автомобиля значительно тяжелее, чем для грузового. Именно поэтому, например, в Европе, где дизели используются очень широко, дизельные версии существуют у всех моделей легковых автомобилей, кроме самых небольших, с двигателем объемом 1,1-1,3 литра', - говорит Владимир Скопцов. В связи с этим успех начинания 'АвтоВАЗа' будет во многом зависеть от того, двигатели какой именно мощности будут производиться на предприятии и на какие модели ВАЗов их решат устанавливать.

Отдел компаний

Андрей Сердечнов, 01.06.2004
Сообщает http://www.rbcdaily.ru