Число бюрократов в стране достигло очередной рекордной высоты

Самым 'прогрессирующим' классом в России по-прежнему является чиновничество. По сообщению Федеральной службы государственной статистики (бывший Госкомстат), за прошлый год количество работников органов государственной власти и органов местного самоуправления выросло еще на 48,1 тыс. человек, до 1 млн 300 тыс. 500 чел. На 14,9 тыс. человек вырос штат работников федеральных властных органов, на 14,6 тыс. - судебных чиновников и работников прокуратуры, на 10,6 тыс. - сотрудников органов местного самоуправления.

Уровень среднемесячной начисленной заработной платы федерального чиновника в России составил к 1 января 6 тыс. 888 руб., работника исполнительной власти субъектов РФ - 11 тыс. 304 руб., органов местного самоуправления - 6 тыс. 766 руб. (что ненамного выше средней зарплаты по стране, составившей в I квартале 6 тыс. 218 руб.) В эти цифры, правда, не включены многочисленные надбавки. Кроме того, они рассчитывались до последнего повышения жалованья высшим федеральным чиновникам и сотрудникам аппарата правительства - пусть президентский указ пока коснулся относительно небольшой группы, однако к ней уже подтягиваются другие категории: и чиновников, и законодателей.

С конца 2000 г. оклады министров выросли почти в 9 раз, соответственно растет и денежное содержание других высоких чиновников. Невысоких - растет куда меньшими темпами, и именно это обстоятельство тревожит специалистов, полагающих, что большинство взяток берется на среднем и региональном уровне, и именно по той причине, что бюрократы на этом уровне слишком 'бедствуют'. Взятки же, как известно, плохи не только тем, что развращают служащих (берущих взяток, по некоторым подсчетам, до 20 млрд долл. в год), а тем, что препятствуют эффективному развитию экономики, и создавая ему дополнительные препоны, и ухудшая инвестиционный климат.

В этой связи особую опасность создает именно то обстоятельство, что чиновная армия практически постоянно растет. Еще в середине 90-х ее численность составляла примерно 1млн человек, что, кстати, в свою очередь, чуть больше, чем было 'властных людей' во всем СССР (не считая партийного аппарата, но он, правда, не был очень большим). Притом и эти 1 млн 300 тыс. не включают в себя сотрудников правоохранительных органов и вообще силовых структур (которые практически все, начиная от сотрудника ДПС и до главы МВД, являются в той или иной степени 'бюрократами'). Заметим, что чиновная армия растет в то время, когда население страны исправно сокращается, несмотря даже на 'оседание' в ней немалого числа мигрантов. Происходит процесс, обратный тому, который происходил на протяжении значительного отрезка не только советского времени, но и царского: численность не такого уж и большого властного аппарата до революции если и росла, то меньшими темпами, нежели росло население.

Впрочем, не секрет, что отечественная административная реформа до сих пор проводилась и проводится с оглядкой не на давний отечественный опыт, а на пример других стран - Европы и особенно США. Причем с прицелом на американскую реформу в 2000-2001 гг. число чиновного люда в России попытались было сократить, однако ничего из этого не получилось. Чиновник вновь размножился - при этом все болезни бюрократии, включая и коррупцию, и дублирование функций различных ветвей власти, по-прежнему сохраняются. Причем есть подозрение, что и последняя перетряска правительственного аппарата, сопровождавшаяся трехуровневым расслоением и сокращением числа наиболее высокооплачиваемых категорий (при увеличении окладов последних) в итоге приведет к подобному результату. 'Наверху' существует стойкое, хотя и не слишком афишируемое убеждение: в условиях высоких цен на нефть - и, опять же, планов повышенного налогообложения ТЭК - грех не 'приблизиться к Европе'. В которой количество бюрократов на сотню человек работающего населения до сих пор выше нашего. Правда, заметим, и экономики совсем разные, но на эту разницу не всегда обращается внимание.

При этом не совсем понятно, как увеличение числа чиновников и их окладов согласуется с последними указаниями Владимира Путина, принятыми за основу кабинетом Михаила Фрадкова: сократить в ближайшие годы число бедных в стране в 2 раза. Хотя число живущих ниже прожиточного минимума (ныне около 2300 руб.) в стране в последнее время и так вроде бы исправно сокращается, их до сих пор - по крайней мере, по официальной статистике, - почти 20 млн человек. Из которых более миллиона (опять же официально) живет на зарплату в 1 МРОТ, только недавно поднятый до 600 руб. в месяц (непохоже, что этих бедствующих собираются облагодетельствовать, например, включив в штат органов госвласти). Как можно жить не только на этот МРОТ, но и на оклад в прожиточный минимум (если только не натуральным хозяйством), одному правительству известно. Одним словом, бюрократизация России продолжается. Чиновный класс по-прежнему демонстрирует удивительную способность к самовоспроизведению, которая была не утеряна и в период различных правительственных 'сокращений', и в отрезок после августовского дефолта, когда кругом разорялись предприятия и предприниматели. Все бы хорошо - но всю Россию в чиновники записать невозможно, должен же их кто-то кормить, особенно с учетом того, что нынешнее 'нефтедолларовое благоденствие', при всех его положительных следствиях, не может быть вечным.

Отдел экономики

Алексей Виноградов

Сообщаетhttp://www.rbcdaily.ru