Наиболее активных участников политической борьбы в правительстве могут 'осадить' в ходе переутверждения состава кабинета

В минувшую пятницу Владимир Путин официально вступил в должность президента на второй срок. Через час после окончания пышной церемонии в Кремле премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о сложении полномочий кабинета. В тот же день его кандидатура была представлена президентом на рассмотрение Госдумы. По мнению наблюдателей, переутверждение состава правительства не принесет никаких неожиданных кадровых решений: костяк кабинета, скорее всего, останется неизменным. Однако ожесточенная борьба последних недель за раздел сфер влияния в Белом доме едва ли пройдет бесследно. Вероятнее всего, Кремль постарается охладить пыл соперничающих группировок. Публичным проявлением этой политики может стать голосование по утверждению Фрадкова на пост премьера. Эксперты полагают, что поддержка Госдумы может оказаться не такой единодушной, какой была в первый раз.

Слухи о серьезном обострении отношений между ключевыми фигурами правительства были главной политической темой последних недель, предшествовавших инаугурации Владимира Путина. Впрочем, информация о борьбе за влияние в новом кабинете была весьма противоречивой. По словам одних источников, острота конфликта вице-премьера Александра Жукова и главы Минфина Алексея Кудрина с одной стороны и Михаила Фрадкова, главы МЭРТ Германа Грефа, руководителя аппарата Белого дома Дмитрия Козака и министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова с другой достигли 'закритического' уровня. Другие говорили о расколе в стане 'питерских либералов', который оставил по разные стороны баррикад Грефа и Козака. Между тем близкие к либеральному крылу правительства чиновники в один голос заявляли, что никаких глобальных противоречий между ними нет, а слухи о конфликте лишь происки соперничающих политических кланов.

Сейчас можно с уверенностью говорить лишь о том, что накануне переназначения кабинета развернулась жесткая борьба за ключевые рычаги управления. И то, что о позициях тех или иных конкретных персон можно делать выводы лишь по косвенным признакам, не снижает важности интриги вокруг новой структуры правительства. 'Основная интрига будет связана с продолжающейся политической борьбой вокруг и внутри правительства, - сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. - Эта борьба связана с поиском баланса сил между Фрадковым, Кудриным, Козаком, Жуковым и ключевыми министрами'. По его мнению, слухи и кривотолки о возможном уходе из Белого дома некоторых ключевых фигур были лишь средством информационной войны и имеют мало связи с реальностью. 'Ходит много разговоров о тех или иных министрах, о том, что в новом правительстве их якобы может не быть, но эти разговоры вряд ли приведут к реальным изменениям', - полагает эксперт НИИСС.

По мнению Дмитрия Бадовского, изменения в правительстве могут коснуться главным образом перераспределения функций. Так, речь наверняка пойдет об усилении личного контроля премьера над межведомственными комиссиями и некоторыми федеральными агентствами. Однако никаких громких отставок 'обиженных и ущемленных' в результате этого перераспределения не будет. 'Что касается персонального состава, то никто особо не заинтересован в том, чтобы происходили какие-либо серьезные изменения, - отмечает г-н Бадовский. - Поэтому на уровне министров и глав федеральных служб никаких перестановок, скорее всего, не будет. Ведь любые значимые перестановки означали бы признание того, что в ходе последних назначений были сделаны кадровые ошибки. А это было бы совершенно неприемлемо с политической точки зрения'.

Впрочем, подковерная борьба за влияние в кабинете не пройдет для ее участников даром. На протяжении последних недель было вброшено немало слухов о том, что Кремль пытается 'развести' противоборствующие стороны. Дмитрий Бадовский полагает, что эти попытки могут стать явными в ходе голосования по кандидатуре премьера в Госдуме. 'Не исключено, что эта борьба может сказаться на голосовании по кандидатуре Фрадкова в Госдуме и его результатах, - отмечает он. - Борьба и трения в правительстве могут привести к тому, что Фрадков получит меньше голосов, чем при первом утверждении на своей должности'. Скорее всего, КПРФ и 'Родина' останутся при своем прежнем мнении и не будут консолидированно поддерживать кандидатуру Фрадкова, полагает эксперт НИИСС. Однако 'специфическую', отличную от прошлой, позицию может занять ЛДПР. Кроме того, некоторые число депутатов 'Единой России' - порядка 30-40 - могут просто не принять участие в голосовании. Естественно, что никто из лояльных Кремлю депутатов не будет голосовать против кандидатуры премьера: щелчок по самолюбию правительства может быть нанесен более мягким, 'техническим' способом, без намека на конфронтацию. Однако результаты голосования покажут Фрадкову границы политической инициативы, которую он может демонстрировать, и станут для остальных членов правительства недвусмысленным намеком на то, что 'кабинетные войны' пора заканчивать.

Отдел политики

Антон Попов, 11.05.2004
Сообщает www.rbcdaily.ru