Если депутаты примут закон 'Об инсайдерской информации' в предложенной редакции, то подозрение в использовании инсайда падет на всех: от уборщицы в ФСФР до главы Центробанка

В конце прошлой недели в Государственной думе состоялись уже вторые парламентские слушания по закону 'Об инсайдерской информации'. Они показали, что 'согласья в доме нет' ни среди депутатов, ни среди профучастников рынка, ни среди чиновников. Одни не довольны явной 'уголовной направленностью' законопроекта, другие - маленькими штрафами и небольшими сроками заключения. Одни считают, что проблема инсайда надуманна и высосана из пальца, другие отстаивают мнение, что все сделки на российском фондовом рынке инсайдерские и сажать надо всех: от профучастников до чиновников. Впрочем, создалось ощущение, что законопроект 'протащат' в первом чтении, уж больно много мольбы было в голосе некоторых из его соавторов.

У Федерального закона 'Об инсайдерской информации' долгая и многострадальная судьба. Еще в 1998 г. в правительственной программе по развитию фондового рынка (на 1998-2000 гг.) предполагалось принять закон об ограничении недобросовестного использования служебной информации, но, по-видимому, руки не дошли. В 2000 г. с подобной инициативой выступили уже депутаты Госдумы, предложившие принять закон 'Об инсайдерской информации'. Тогда законопроект получил отрицательный отзыв правительства и вызвал бурю возмущения у профучастников рынка ценных бумаг. Впрочем, времена, как и правительства, меняются, теперь на законопроект, почти не изменившийся в содержательном отношении, уже есть положительный отзыв правительства, и его инициаторы при поддержке части профсообщества предлагают его принять, хотя бы в первом чтении.

В минувший четверг в Госдуме состоялись новые слушания законопроекта 'Об инсайдерской информации'. Они показали, что единого мнения о будущем законе нет нигде: ни в среде законодателей, ни у профучастников рынка, ни у их объединений (СРО). Все единодушны в том, что каким-то образом нужно пресекать инсайдерскую деятельность, но каждый хочет делать это по-своему. Сторонники законопроекта считают, что на российском фондовом рынке очень часто используется инсайдерская информация, на которой зарабатываются огромные деньги. 'Только на объединении ЮКОСа и 'Сибнефти' инсайдеры заработали до 350 млн долл., - поделился подсчетами чужих доходов зампред банковского комитета Думы Анатолий Аксенов. - В России отсутствует криминологический портрет инсайдера, поскольку инсайдерская торговля носит латентный характер'. Для того чтобы составить портрет, необходимо принять закон, полагает депутат. Сергей Швецов, руководитель департамента операций на открытом рынке Банка России, также поддержал инициативу депутатов, но предложил ограничиться дополнительной главой в Закон 'О рынке ценных бумаг'.

К чести инициаторов слушаний, на них они пригласили не только тех, кто пел бы оды закону об инсайде. Алексей Саватюгин, председатель правления НАУФОР, выступил с жесткой критикой законопроекта. 'Закон коррупционный и только добавляет административных барьеров', - заявил он и высказал затем совсем крамольную мысль, поставив по сомнение необходимость борьбы с инсайдом: часть исследователей вообще не считают инсайд злом, поскольку 'благодаря ему на рынке распространяется информация, инсайдеры дают рынку сигналы, что делает его более эффективным'. Особенное негодование главы НАУФОР вызвал текст документа и те определения, которые даны в нем 'инсайдерской информации' и 'инсайдеру'. 'Я удивляюсь тому, как стараются протащить этот текст закона уже не первый раз', - поддержал Саватюгина председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. Председатель банковского комитета Владислав Резник также лил воду на мельницу противников законопроекта. 'Слишком широк и не определен круг лиц, являющихся инсайдерами, к ним необходимо отнести и федеральных чиновников, - зачитал он несколько недостатков проекта из заключения отдела по антикоррупционной работе при председателе Госдумы. - ФСФР дают возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия (ст. 11), но при этом отсутствуют какие-либо ограничения и ответственность со стороны службы по сохранности и распространению инсайдерской информации. Представляется недопустимым столь существенное усиление функций ФСФР'.

'На законе уже 'потоптались', - резюмировал критичные выступления соавтор законопроекта депутат Владимир Тарачев. - Давайте его поддержим'. Правда, аргументировать свою позицию г-н Тарачев смог только тем, что комиссия по ценным бумагам США (SEC) вообще занимается 'наружкой и прослушкой' инсайдеров. 'Даже в Африке есть закон об инсайде, - привел последний довод Владимир Тарачев, и с ним согласились. 'Даже в Африке есть закон об инсайде, но только в ЮАР, - поддержал довод коллеги Виктор Плескачевский. - Только там, в отличие от России, рыночные отношения не прерывались на 80 лет и финансовый язык развивался все это время. У нас же даже нормальных определений пока придумать не могут'.

Оживленную дискуссию у собравшихся вызвал вопрос наказания пойманных инсайдеров. 'Сроки наказания недостаточны, в дальнейшем их стоит ужесточить', - Сергею Швецову показалось мало 5 лет тюрьмы, правда, он оказался в одиночестве, вызвав бурю негодования. 'Тонкий механизм - к тонким рынкам, а у нас сразу хотят сделать инсайдерскую торговлю тяжким преступлением со всеми вытекающими последствиями, - возмутился Виктор Плескачевский. - Если мы примем закон в данной редакции и с предлагаемыми поправками к Уголовному кодексу, то у нас вся страна будет ходить под страхом уголовного наказания'. Глава ИК 'Алор Инвест' Анатолий Гавриленко поддержал депутата, заявив, что 'российское законодательство и так принимает уголовный характер, а вам [наверное, депутатам] еще мало'. 'Мы постоянно ограничиваем финансовый рынок внутри страны и выводим его за границу, если будем продолжать так дальше, то депутатам из профильного комитета скоро будет нечего регулировать', - стращал глава инвестиционной компании. 'Чиновников к уголовной ответственности, а профучастников рынка - к административной', - предложил компромисс Анатолий Аксаков. 'Нужно сажать всех: от уборщицы в ФСФР до сотрудникаЦБ', - заклеймил коррупционеров Владимир Тарачев.

Позиции критиков законопроекта выглядели более внушительно, чем его сторонников, возможно, потому, что последние так и не смогли популярно объяснить собравшимся, в чем угроза инсайдера и кому он наносит ущерб. Представители НАУФОР и ПАРТАД предложили провести эксперимент и позволить СРО самостоятельно осуществить расследование случаев использования инсайдерской информации и манипулирования ценами, по итогам которого принять решение о необходимости закона. 'Надо провести широкое публичное обсуждение в течение года-двух, - пошел дальше г-н Плескачевский. - Нельзя поддерживать данный текст, поскольку в нем предлагается так много карательных мер в добавок к существующим на рынке'. Впрочем, итоговое коммюнике, прозвучавшее из уст ведущего парламентских слушаний, порадовало своим оптимизмом. 'Правительство за, депутаты за, Вьюгин за, профсообщество в целом тоже, - подсчитал кворум Анатолий Аксенов. - Я думаю, что все будет нормально'.

Отдел экономики

Владислав Серегин, 26.04.2004
Сообщает РБК