Пока российский бюджет не очень нуждается в 'приватизационных' деньгах, чиновники решили заняться модернизацией самой системы продажи госсобственности

На вчерашнем заседании правительство подвело итоги приватизации за прошлый год и уточнило планы продажи госсобственности на текущий. Несмотря на то, что в 2003 году доходы бюджета от продажи федерального имущества превысили плановое задание более чем на 40 млрд рублей, чиновники остались недовольны ходом приватизационных процессов. Дело в том, что почти 70% из полученной в прошлом году суммы пришлось на несколько крупных сделок 2002 года. В целом же исполнение планов приватизации, по мнению премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, остается низким, зато накал ежегодных дискуссий об удлинении списка приватизируемого имущества - крайне высоким. В этом году от продажи госимущества чиновники надеются выручить почти втрое меньшую по сравнению с прошлым годом сумму - 30 млрд рублей, - львиная доля которой будет получена от продажи трех госпакетов - 'ЛУКОЙЛа', 'Связьинвеста' и Магнитогорского металлургического комбината. Впрочем, по словам экспертов, пакеты акций этих предприятий значатся в приватизационных планах уже не первый год, нет никаких гарантий, что они 'пойдут с молотка' и в 2004 году. Аналитики объясняют спокойное отношение к планам по приватизации (прошло уже почти четыре месяца года, а чиновники только взялись за уточнение списков) достаточным наполнением бюджета за счет высоких мировых цен на нефть. Пока такая ситуация сохраняется, правительство решило подготовить почву для будущих этапов - реформировать саму систему продажи собственности, а также серьезно пересмотреть все ранее установленные ограничения.

В прошлом году на продаже своего имущества государство заработало 91,246 млрд рублей при плановом задании в 51 млрд. Большую часть полученных средств бюджет получил от продажи акций нефтяных компаний 'Славнефть' и 'ЛУКОЙЛ' в четвертом квартале 2002 года. Вся программа приватизации на 2003 год предусматривала продажу 970 государственных унитарных предприятий (ГУП) и пакетов акций 1965 акционерных обществ. Из этого числа удалось сбыть всего 571 ГУП (59% от плана) и продать акции 628 акционерных обществ (32% от включенных в программу приватизации). Правда, столь скромные результаты пока, похоже, не сильно смущают чиновников. В этом году решено было еще больше умерить амбиции и заложить минимальный размер доходов от продажи втрое меньше полученной в прошлом году суммы - 30 млрд рублей. План приватизации на 2004 год сейчас включает 1063 ФГУПа и пакеты акций 717 акционерных обществ. Этот список предлагается дополнить объектами имущества, приватизация которых не была завершена в 2003 году, - 346 ГУПов и акции 1109 АО. Правда, как признаются сами чиновники, львиная доля доходов от приватизации, как и в прошлом году, будет получена от продажи десятка предприятий. Дело в том, что эффективно продать мелкие пакеты чиновникам крайне затруднительно, а из крупных и привлекательных активов в списках приватизации на этот год значатся только 'ЛУКОЙЛ', 'Связьинвест' и Магнитогорский металлургический комбинат. По мнению экспертов, в нынешних условиях спокойное отношение государства к доходам от приватизации вполне понятно: казна наполняется и так за счет высоких мировых цен на нефть. 'Совсем не факт, что кочующие из года в год в приватизационных списках 'ЛУКОЙЛ', 'Связьинвест' и Магнитка, пойдут с молотка в этом году, - сказал RBC daily аналитик ИК 'Тройка Диалог' Антон Струченевский. - Сейчас государство мало заботят доходы от приватизации, поэтому оно вполне может отложить продажу этих активов до лучших времен. Однако не стоит забывать, что в случае ухудшения макроэкономической ситуации шансов на успешную продажу этих активов внутренним инвесторам у чиновников станет меньше. Хотя, возможно, к тому моменту будут приняты документы, повышающие процент возможного участия иностранного капитала в некоторых отраслях российской промышленности'. Пока ситуация на рынке нефти позволяет наполнять казну, не увлекаясь продажей оставшейся госсобственности, правительство решило заняться реформированием самой системы приватизации. Чиновники недовольны сразу несколькими вещами: процент выполнения планов приватизации остается низким, большое количество ненужных дискуссий каждый год возникает вокруг списков предприятий, подлежащих продаже, а сам процесс сбыта имущества и его информационное обеспечение оставляют желать много лучшего. Чтобы избавиться от 'переходящих остатков приватизации', МЭРТ предложил заменить одногодичные программы двухгодичными, что, по мнению министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, позволит в 2004-2005 годах усовершенствовать систему приватизации, в результате чего к 2006 году правительство сможет выйти на заявленные темпы. Продавать не слишком привлекательные активы советник министра экономического развития и торговли Александр Браверман предложил простым рыночным способом - понижением стоимости пакетов. По его словам, доминирующую часть остающихся у государства пакетов акций составляют пакеты в размере до 25%, не слишком привлекательные для инвесторов. Таким образом, видимо, большую часть оставшегося у государства имущества оно будет вынуждено сбыть с существенным понижением его стоимости. Недовольны чиновники и самим порядком информирования покупателей о проведении продаж. Сейчас объявление о продаже осуществляется тремя способами: в органе РФФИ - газете 'Реформа', которая выходит тиражом 600 экземпляров и распространяется среди подписчиков, на официальном сайте РФФИ, а также в газете, которая выходит невысоким тиражом. По мнению Германа Грефа, 'этого недостаточно, чтобы обеспечить эффективную продажу госимущества'. 'Информация о продаже должна быть предложена максимальному количеству инвесторов', - подчеркнул глава МЭРТа, не уточнив, правда, конкретных механизмов реализации своего плана. Еще один важный момент модернизации системы приватизации - Совет Безопасности России предлагает расширить список компаний для последующей приватизации. В первую очередь изменения коснутся объектов исторического и культурного наследия, а также стратегических предприятий. По мнению Германа Грефа, существующие сейчас законодательные ограничения не позволяют приватизировать около 3 тысяч предприятий. 'Анализ законодательной базы показал, что 60 федеральных законов и 18 указов президента содержат ограничения на приватизацию', - сказал на вчерашнем заседании правительства г-н Греф. Причем вопрос показался министру настолько срочным, что он предложил решить его в течение месяца. 'Видимо, чиновники боятся, что не финансируемые ими памятники культуры окончательно рухнут, вот и спешат побыстрее продать их в частные руки', - иронизирует на этот счет директор одного из столичных музеев.

Действительно, по мнению чиновников, приватизация памятников культуры (с условием того, что они будут отреставрированы, превращены в музеи и открыты для посещения) должна спасти их от неминуемой гибели, причина которой - мизерное финансирование реставрационных работ. 'Пусть это (памятник культуры, - прим. RBC daily) будет в собственности, но зато эти памятники будут украшать город и радовать наших потомков', - считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. С необходимостью передачи культурных объектов в частные руки соглашаются и некоторые эксперты. Правда, подчеркивают они, существует серьезная опасность, что процессы передачи таких объектов в частные руки будут не столь 'прозрачными', как это декларируют представители власти. 'Другого выхода просто нет, - считает директор Государственного института искусствознания Алексей Комич, - государство не в состояние само содержать памятники культуры, вся годовая федеральная программа по их реконструкции равна по объемам затратам на строительство одного 16-этажного дома и составляет всего 400 млн рублей. Поэтому необходимо привлекать частный капитал к реконструкции культурных объектов - такая практика используется во всем мире. Даже США, имеющие куда больше, чем мы, денег и гораздо меньше памятников культуры, отдают их в частные руки'.

Впрочем, эксперты не отрицают, что такой вариант реконструкции российского культурногонаследия вызывает у них серьезные опасения. По закону, частное лицо не имеет права приобретать объект культуры (это прежде всего старинные здания), если в нем, к примеру, находится музей, театр и т.п. 'Однако технологии 'выселения' культурных учреждений из представляющих для состоятельных граждан интерес зданий хорошо известны, - высказывает свои опасения работник одного из московских музеев. - И если отследить эти процессы в столице и Питере еще возможно, то о внезапном исчезновении какого-нибудь провинциального музея из старинной усадьбы и заселении в нее частного лица никто может просто и не узнать'. Серьезные сомнения у экспертов вызывает и возможность государства проконтролировать процесс сохранения исторического облика перешедшего в частную собственность культурного объекта, а также необходимого по закону обеспечения публичного доступа к нему. 'Скорее всего, 'приватизированные' памятники культуры будут для граждан навсегда потеряны, - говорит сотрудник музея. - По закону, частное лицо может установить любой график посещений объекта - хоть раз в год. Правда, стоит признать, что некоторые памятники культуры сейчас находятся в столь плачевном состоянии, то при нынешнем уровне финансирования потерять их можно и без 'помощи' частных лиц - они рухнут сами'.

Отдел экономики

Наталия Бендина, 22.04.2004
Сообщает http://www.rbcdaily.ru