Популярность потребительских кредитов России угрожает устойчивости многих банков, однако передавать информацию о неблагонадежных клиентах в кредитные бюро они все равно не хотят

18 марта, в Москве прошла VI Всероссийская банковская конференция 'Развитие розничного банковского бизнеса в регионах России'. Так получилось, что собственно о региональной проблематике говорили мало, а наибольшее внимание было приковано к вопросам потребительского и ипотечного кредитования, которое было двигателем розничной экспансии для многих российских банков. Сегодня эти сегменты банковского бизнеса приближаются к тому пределу, за которым бескризисное прохождение невозможно из-за неразрешимости фундаментальных факторов - неготовности законодательства, судов, а также самих банков принять те риски, которые сопряжены с кредитованием.

За последние годы связь банков с населением заметно упрочилась. Только за 2003 год вклады населения в банках выросли на 400 млрд руб. (прирост 40%), объем кредитов, выданных населению за 11 месяцев 2003 года, вырос почти в два раза - с 142,2 млрд до 280,5 млрд руб., число эмитированных пластиковых карт достигло 24 млн штук. И, как отмечают многие эксперты, розничное направление банковского бизнеса сегодня представляется тем сектором, где российские, в том числе региональные, банки могут реально противостоять иностранным банкам, экспансия которых ожидается в ближайшие годы.

Вместе с тем сегодня в банковской сфере формируется определенное напряжение, связанное с крайне высокими темпами роста задолженности граждан перед отдельными банками. Прошлогодний пример с Южной Кореей, где кредитный бум вылился в целый ряд банкротств кредитных учреждений, заставляет задуматься о готовности российской банковской системы принять на себя те риски, которые связаны с кредитованием. В частности, в Южной Корее сумма долгов по кредитным картам уже достигла 14% ВВП, а объем невозвращенных кредитов составил 15,65 млрд долл. Правда, согласно результатам анкетирования 72 банков, проведенного Ассоциацией региональных банков России и консалтинговой группой 'БФИ', у 71,4% респондентов доля выданных населению кредитов ниже 10% совокупных активов.Согласно данным официальной статистики, кредиты физическим лицам в общем кредитном портфеле банковской системы составляют 9,3% (в США аналогичный показатель составляет 59,5%, в Бразилии - 24%, в Чехии - 20,8%) и поэтому не могут существенно влиять на финансовую устойчивость банков.

С другой стороны, как соглашаются эксперты, массовому кредитованию в стране чуть более года, и проблема невозврата выданных кредитов еще не стала актуальной. Те единичные случаи, которые имели место, не стали достоянием широкой общественности и 'утонули' в огромной волне кредитов, раздаваемых часто не самыми крупными банками, - общей статистики по невозвращенным кредитам нет. Ситуацию усугубляет и то, что рынок кредитования физических лиц (и потребительское, и ипотечное кредитование) привлекает все новых участников, что в условиях конкуренции приводит к снижению ставок по кредитам. Это приводит к сокращению маржи банка, в которую заложены и риски невозврата кредитов отдельными заемщиками. В конечном итоге, сокращение процентных ставок делает дальнейшее развитие кредитования все более рисковым для банка. Если случится какая-то макроэкономическая встряска, то перед этой чертой окажутся очень многие банки.

Решить эти проблемы за счет внутреннего контроля качества заемщиков довольно сложно. Как правило, те системы, которые используют банкиры для расчета вероятности невозврата кредита, работают на основе данных анкет, заполняемых клиентом, и, по словам одного из участников конференции, позволяют отсекать до 20% обращений как 'неблагонадежные'. Но эти модели разработаны в основном только на опыте сотрудников конкретного банка и не могут ни предусмотреть всех вероятных случаев, ни вычислить заведомо ложные данные в анкете. Тем не менее, согласно данным Ассоциации региональных банков России и консалтинговой группы 'БФИ', для оценки кредитных рисков российские банки в основном используют именно собственные модели (65,3% опрошенных респондентов), еще 34,7% банков используют в качестве основногоусловия выдачи кредита экспертное заключение своих сотрудников, и лишь 6,9% респондентов пользуются моделями, разработанными специализированными компаниями. Особенно беззащитными банки оказываются перед организованными группами мошенников, которые достаточно легко обходят существующие системы контроля.

Еще одна проблема связана с массовостью кредитования. Если хотя бы 10% заемщиков не вернут кредиты, то перед банком встанет сложнейшая задача истребования задолженности (сейчас банки часто даже не связываются с мелкими и средними должниками, которые затягивают погашение кредита, так как он уже 'оплачен' другими заемщиками) - на это потребуются колоссальные человеческие и финансовые ресурсы для работы в судах. Но, как подчеркнул генеральный директор ОАО 'Сибакадембанк' Андрей Бекарев, суды сегодня не готовы принять такое число дел - чтобы справиться, им придется сильно увеличивать штат.

В принципе, промежуточным решением могли бы стать кредитные бюро, через которые банки могли бы обмениваться информацией о заемщиках в режиме онлайн (пока же, как отметил один из участников конференции, мошенники могут спокойно взять кредиты в нескольких банках в одном городе, и еще месяц их никто не будет искать). Первые проекты кредитных бюро уже существуют, как в Москве, так и в регионах, однако они не встречают особого энтузиазма банков, которые ссылаются на банковскую тайну и не желают делиться информацией о своих клиентах с конкурентами. 'Банки не слишком охотно обмениваются информацией о заемщиках, так как боятся потерять клиентов, - говорит Алексей Волков, исполнительный директор некоммерческого партнерства 'Межбанковская расчетная система', которое реализует один из проектов кредитных бюро. - При кредитовании юридических лиц эти опасения оправданны, но по отношению к физическим эта логика не работает'.

Отдел экономики

Михаил Смирнов, 19.03.2004
Сообщает www.rbcdaily.ru