Изгнанник из Белого дома

Эффектные и неожиданные кадровые ходы стали настоящей традицией российских лидеров. 24 февраля, на следующий день после празднования Дня защитников Отечества, президент России, объявив об отставке премьера российского правительства Михаила Касьянова, закрыл страницу российской истории под названием правление 'семьи' Бориса Ельцина. Хотя, как утверждают некоторые политологи, Михаил Касьянов по крайней мере в последнее время прямого отношения к так называемой 'семье' не имел, но так или иначе в глазах общественного мнения до недавнего времени существовал стереотип о том, что во власти можно быть или 'питерцем', или человеком в известном смысле 'семейным'.

Женщину - в премьеры

Но вот, кажется, и все. Политическая интрига с противоборством 'семьи' и 'питерцев' завершилась в пользу последних. Но свято место пусто не бывает, и сразу же после отставки Михаила Касьянова в центральных СМИ появилась новая тема для политологических дискуссий - раскол внутри самого питерского политического сообщества на 'силовиков' и 'либералов'. А, учитывая дату обнародования решения об отставке премьера - 24 февраля - следующий день после празднования Дня защитников Отечества, это событие при желании может быть истолковано как праздничный подарок силовикам. Если дальше следовать этой логике, то к Международному Женскому дню 8 Марта в качестве подарка представительницам прекрасного пола в России впервые может появиться женщина-премьер. Например, им могла бы стать одна из заместителей председателя правительства Галина Николаевна Карелова, курирующая социальный блок.

А для Михаила Касьянова социальные вопросы никогда не были первостепенными, по крайней мере такое впечатление складывалось из его публичных выступлений. Упреки в адрес Касьянова в основном заключались в том, что реформы идут медленно.  Правительство России, утвердив в августе 2003 года программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), не особенно стремилось следовать ни духу, ни букве собственного документа, уделяя большее значение денежно-кредитной политике, чем социально-экономической. Кстати, сам текст программы, утвержденной правительством, существенно отличается от первоначального варианта проекта, подготовленного Минэкономразвития. Взять хотя бы пресловутый вопрос о природной ренте. В проекте Германа Грефа, которого трудно упрекнуть в отсутствии либерализма, есть следующая фраза: 'Необходимо в ближайшее время: разработать механизм установления и изъятия природной ренты, выравнивающий экономические условия деятельности в сфере природопользования и в обрабатывающих секторах экономики'. В проекте, утвержденном правительством, этих слов нет.

На сайте 'Полит.ру' появилась довольно интересная характеристика работы кабинета Касьянова: 'Выплата пенсий и выплата долгов были доведены до технического совершенства. И это приблизительно все'. Но техническая четкость в выплате пенсий это еще не реализация социально-экономической политики. В этой связи как раз логичным было бы назначение премьером Галины Кареловой - раз в названии программы слово 'социальная' стоит на первом месте, то и руководство ее реализацией можно было бы доверить социальному зампреду. Правда, ни один из экспертов, опубликовавших в последние дни размышления по поводу кандидатуры будущего премьера правительства, Галину Карелову в качестве возможного кандидата не называл.

Пример опытных

К чести Удмуртии следует сказать, что у нас о программах социально-экономического развития говорят чаще, чем на федеральном уровне. Может быть, это связано с тем, что как раз когда Александр Волков в 1993 году вступил в должность председателя Совета министров Удмуртской Республики, в стране был взят курс на реализацию постановления правительства России, подписанного его тогдашним председателем Виктором Черномырдиным, о 'разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики РФ на 1994 год'. Одним из самых первых документов, подписанных Александром Волковым на посту предсовмина УР в 1993 году, стало аналогичное постановление о прогнозе социально-экономического развития Удмуртии. Видимо, Михаил Касьянов принадлежит к плеяде более молодых политиков, чем Черномырдин и Волков, и потому недостаточно хорошо представляет себе важность подобных программ и прогнозов не только для развития страны, но и для своего 'долгожительства' в политических верхах.

Кстати, еще тогда, в 1993 году, был поставлен вопрос об оценке эффективности государственной экономической политики, актуальный и сегодня. Правда, решить его за прошедшее десятилетие, по большому счету, так и не удалось ни в Удмуртии, ни в России.

Удмуртия снова в авангарде

Может быть, новый российский премьер сможет это сделать. От него сейчас, похоже, потребуется не просто исполнительская 'техничность', а по-настоящему смелые и решительные экономические шаги. Поэтому и обсуждение кандидатуры нового премьера вызывает столько споров. Одну из самых интересных версий по поводу будущего назначения выдвинул президент фонда 'Политика' Вячеслав Никонов. По его мнению, премьером правительства России вполне мог бы стать президент Путин. Например, в Соединенных Штатах президент одновременно является и главой правительства. Да что там Штаты. В нашей республике, конечно, существует пост председателя правительства, но статья 44 главы 6 Конституции Удмуртии гласит: 'Президент Удмуртской Республики является высшим должностным лицом Удмуртской Республики и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики - Правительство:' Так что наша республика в плане распределения властных функций опять оказалась в авангарде. Но, как и в случае с Кареловой, такой поворот событий серьезно не обсуждается, так что вероятность того, что Россия пойдет по американо-удмуртскому пути, не велика.

Дежурный по реформе

А вот в вопросе о проведении административной реформы, о необходимости ускорения которой говорил президент Путин в связи с отставкой премьера, руководство республики предпочитает не спешить. В официальных документах, принимаемых в нашей республике, словосочетание 'административная реформа' практически не встречается. И глобальных перестановок в республиканском правительстве ни перед выборами президента Удмуртии, ни после них, судя по всему, не предвидится. Правда, на официальном республиканском сайте правительственный раздел в горячее предвыборное время несколько дней находился 'в стадии реконструкции'. Но это еще ни о чем не говорит.

А в федеральном правительстве перемены возможны самые кардинальные. Не случайно и кандидатуру нынешнего и.о. премьера Виктора Христенко тоже мало кто называет в качестве возможного кандидата на высший правительственный пост. И это несмотря на то, что Виктор Борисович, приступив к исполнению обязанностей премьера, заявил, что 'снижения темпов реформ не будет, они даже будут ускорены'. И первые документы, подписанные Христенко в новом качестве, опубликованные на официальном сайте Правительства РФ,  свидетельствуют о том, что посыл Владимира Путина относительно административной реформы услышан и претворяется в жизнь.

25 февраля 2004 года Правительством РФ принято два постановления, регулирующих численность и фонд оплаты труда работников федеральных органов исполнительной власти в центре и на местах. Интересно, что в редакции, опубликованной на сайте правительства, пункт 1 постановления ? 103 от 25.02.2004 г. состоит всего из трех слов: 'для служебного пользования'. Но ведь никто и не говорил, что административная реформа означает полную открытость власти. Не случайно первым среди приоритетных направлений административной реформы, определенных в свое время указом президента России, значится ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. При таком подходе логичен и обратный процесс - ограничение вмешательства общественности в деятельность правительства, другими словами, ни к чему нам знать то, чего знать не положено. А то, что положено, нам обязательно сообщат, будь во главе правительства Касьянов, Христенко или Ходорковский, кандидатура которого, правда в шутку, тоже обсуждалась нашими уважаемыми политологами.