Гоголевская птица-тройка до сих пор остается непревзойденной метафорой России. Но сегодня не менее актуально прозвучит знаменитая фраза о колесе, которое может и не доехать до Санкт-Петербурга. Только если поломка колеса у брички грозила ее пассажирам ссадинами и ушибами, то авария на Чернобыльской электростанции, в результате которой в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубометров радиоактивных газов, стала катастрофой планетарного масштаба.

Кому нужен 'Фотон'?

А отношение к подобным угрозам с гоголевских времен у нас не очень изменилось. И не менее выразительно, чем в романе, звучат сегодня некоторые фразы из стенограмм пленарных заседаний Государственной Думы. Например, на рядовом утреннем заседании 16 октября 2002 года  депутат А.А. Лабейкин внес предложение пригласить на 'парламентский час' вице-премьера правительства Виктора Христенко и заслушать вопрос о мерах, принимаемых правительством по упреждению техногенных катастроф. Стоит отметить, что заседание это проходило как раз в тот день, когда были получены сообщения об аварии российской ракеты 'Союз' со спутником 'Фотон' и о взрыве боевого арсенала Дальневосточного флота. Как следует из стенограммы, выслушав депутата, председательствующий Геннадий Селезнев предложил коллегам высказаться по этому вопросу. И вот цитата из последовавшей за этим реплики нашего известного 'правдоруба'  Алексея Митрофанова: 'Почему-то у нас сообщили о том, что ракета завалилась плесецкая, но не сообщили, что несколько дней назад были удачные старты баллистических ракет, что стрельбы были проведены удачно с Тихоокеанского, с Северного флотов: А мы начинаем: 'Ой, упало. Ой, какой-то спутник 'Фотон'. Да никому этот 'Фотон' не нужен! Зачем он нужен, этот 'Фотон''?

После чего вопрос был поставлен на голосование: 139 депутатов - за приглашение Христенко, 19 - против. Казалось бы, подавляющее большинство высказалось за то, чтобы обсудить важнейшую для страны проблему с представителем правительства. Но предложение все-таки не прошло. Дело в том, что 229 человек, зарегистрировавшихся и присутствовавших на заседании, просто не пожелали голосовать. А молчание у парламентариев, как известно, не знак согласия, как у обычных людей, а совсем наоборот.

Трудовое крещение

Конечно, техногенные катастрофы происходят не только в России, но наше отличие от многих других, более благополучных, стран заключается в том, что обыденная жизнь в нашей стране гораздо в большей степени насыщена всевозможными угрозами. К счастью, не всегда настолько ужасающими, как те, которые открывают выпуски новостей, но все-таки совершенно реальными и практически каждодневными.

Вот несколько примеров из личного опыта. Однажды мне довелось в течение месяца проработать станочником на ижевском заводе 'Редуктор'. И буквально в первые дни там со мной произошла весьма неприятная история. Добросовестно проработав первую половину смены и благополучно пообедав, я решил провести остаток обеденного перерыва на свежем воздухе. И место нашел на первый взгляд вполне подходящее - широкую и не слишком ржавую трубу как раз у входа в цех. Не долго думая, уселся я на эту трубу и одновременно оперся об нее сразу обеими ладонями. Но меня никто  не предупредил, что труба эта была не просто горячая, а раскаленная. На ладонях вспухли огромные волдыри, доставлявшие потом большие неудобства в работе: Кстати, кажется, в прошлом году была информация о том, что на одном из заседаний Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Удмуртской Республики  рассматривался вопрос о состоянии охраны труда именно на этом предприятии. И выводы тогда были сделаны неутешительные.

Опасная промышленность

Но проблема эта, конечно, в той или иной степени актуальна для большинства наших предприятий. По данным Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, период с 2003 по 2005 год стал для нас критическим в плане увеличения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с большим износом основных фондов предприятий и неквалифицированным обслуживанием оборудования неподготовленными кадрами. В республиканской концепции внутриреспубликанской кооперации производства продукции в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы дается анализ ситуации в республике с изношенностью производственного оборудования и техногенной опасностью. Там, на основании данных Госкомстата УР, говорится о стабилизации и даже некотором улучшении ситуации со старением основных фондов на предприятиях республики. Например, в 1990 году износ основных фондов на предприятиях черной металлургии составлял 60 процентов, а на конец 2001 года - 49. В машиностроении в то же время удалось удержаться на уровне 1990 года - 46 процентов износа. В стекольной промышленности, где традиционно велика доля производственного травматизма, степень износа за этот период снизилась с 48 до 24 процентов. Но вот что интересно - в отраслях, которые у нас сегодня считаются более или менее благополучными и даже начинающими экспансию своих капиталов за рубеж, степень износа основных фондов неумолимо растет: в электроэнергетике с 49 до 57 процентов, в топливной промышленности с 48 до 57.

Человек, как известно, привыкает ко всему, и если единичные опасности бросаются в глаза и требуют немедленного устранения, то ситуация  осознания ненадежности всех окружающих сооружений и оборудования притупляет ощущение опасности. Однако опасность от этого не уменьшается. По данным статистики, несчастные случаи техногенного характера связаны в основном с травмами от движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей (23%), с падением, обрушением, обвалами предметов, материалов, земли и т.п. (17%), падением пострадавшего с высоты (10%).

Армия спасения

Контролировать разваливающуюся инфраструктуру становится все сложнее, и, наверное, хорошо, что в России существует МЧС, сотрудникам которого по должности не полагается высказываться и действовать подобно депутату Митрофанову, высказывание которого приведено выше. С некоторых пор Министерство спасателей у нас становится ключевым государственным органом. И круг его деятельности имеет тенденцию постоянно расширяться. По всей стране создается система мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В конце прошлого года Правительство УР утвердило положение об организации такого мониторинга и в Удмуртии. На муниципальном уровне, в Ижевской городской программе, определяющей механизмы защиты ижевчан от 'опасностей (чрезвычайных ситуаций) мирного времени' есть информация о том, что в нашем городе зарегистрировано 42 потенциально опасных производственных объекта. Общая площадь, на которой способны воздействовать поражающие факторы при возникновении техногенной аварии на этих предприятиях, составляет свыше 140 квадратных километров, а проживает на этой территории более трехсот тысяч человек.

Но все эти меры в основном касаются источников массовой опасности, а на раскаленные трубы, зияющие пропасти канализационных люков, падающие балконы и тому подобные 'мелочи' у нас, кажется, никакого МЧС не хватит.

Вот и приходится действовать по обстановке. Приведу еще один пример. У моих знакомых из-за прохудившейся кровли сильно попортились потолки. Кровлю, в конце концов, заменили, а потолки коммунальные службы обязались отремонтировать сами и за свой счет. Но 'скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается', а штукатурка с потолка тем временем начала осыпаться, причем довольно крупными кусками. Кто знаком с деревянными перекрытиями домов довоенной постройки, тот знает, какой толщины там бывает штукатурка.

Пришедший с инспекцией работник ЖРП, увидев удручающую картину и осознавая свою ответственность за ситуацию, принимающую довольно опасный оборот, предложил интересное решение: обрушить потолок полностью, чтобы на голову не падало, а там видно будет. Может быть, этот опыт стоит шире распространить и на более масштабные объекты? Обрушить, размонтировать все, что обветшало, проржавело и плохо висит. Убытки неизбежны, но голова дороже.

На некоторых участках нашего техногенного фронта нечто подобное уже происходит. Вот как раз в нашем подъезде отключили лифт. Жильцы у нас терпеливые, и поначалу нам показалось, что, может быть, лифт стоит, потому что начался профилактический осмотр или текущий ремонт, срок которого, кстати, наступил явно не вчера. Но нет, как стало известно из официальных источников, остановка лифта связана с хищением дорогостоящего переговорного устройства, без которого по инструкции лифт пускать нельзя. Так и ходим теперь на свои этажи без благ цивилизации, но, может, оно и к лучшему - передвигаться на своих двоих надежней.