На Ижевском ипподроме прошло дебютное первенство России по трековым гонкам на снегоходах. В двух классах машин (550 и 1000 куб. см) главные призы уехали за границу Удмуртии - в Киров и Альметьевск.

Спустя полтора месяца после этапа чемпионата страны по кроссу Ижевск вновь встречал эпигонов снегоходов. На этот раз лидеры кроссовых гонок из Нового Уренгоя и Кемерово проигнорировали непрофильную для себя дисциплину и чуть не лишили старт интриги. Однако, по мнению корреспондента 'Д', президент Удмуртской Республики Александр Волков и вице-мэр  Ижевска Сергей Протозанов вернули зрелищу пафос, промчавшись по овалу ипподрома в прологе соревнований.

По обыкновению, сначала г-н Волков обратился с приветственным словом к собравшимся. Говорил он коротко и по существу:

- Спорт все активнее входит в нашу жизнь, потому что является залогом здорового образа жизни и объединяет нас для преодоления бытовых и производственных трудностей.

Президент и кандидат не забыл отметить, что гонки на снегоходах являются состязанием для настоящих мужчин. В подтверждение собственных слов он тут же сел на тяжелого 'медведя' (Bear cat - Arctic cat) и с легкостью пронесся 'над землей'. Точнее, над снегом. Вице-мэр Протозанов был более рассудителен и в коротком VIP-заезде замкнул квартет очень важных персон. После этого была дана отмашка гонкам полупрофи. Странно, что на малых кубатурах заезды получились куда живее, нежели у 'литровых' снегоходов.

В 'поллитре' решающим стал седьмой заезд, где кировчанин Владимир Чехонин привез основному противнику Андрею Левицкому из Уфы внушительный отрыв и застолбил за собой красное место победителя. Расстроенный Левицкий через два заезда лишился и второго места. В распределении наград его 'обнес' самый опытный ижевский экстремал Игорь Оралов.

В ревущем диспуте у 'тысячников' самым трудным выдался уже первый бой. В нем на дистанции спорили Владимир Александров из ижевского клуба 'Экстрим-рейсинг' и Вячеслав Колотовкин из Альметьевска. Засидевшись на старте, ижевчанин за три круга отыграл отставание и на последней прямой 'сел' на резиновый трак снегохода Колотовкина. Президент местных экстремалов выжал полный газ и к ликованию трибун (5 тысяч зрителей) на носок лыжи опередил татарского гостя. Странно, что у судей была иная точка зрения. Они не стали прибегать к просмотру фотофиниша, да и смотреть было не на что. Арбитры 'на глазок' отдали победу в заезде Колотовкину. Лишившись очка, Александров в итоге так и закончил гонку серебряным 'князем'.

Любопытно, что в день защитников Родины именины отпраздновал победитель Чехонин, который дал интервью 'Д':

- Самое главное в этих гонках - работа головы. Это не кросс, где кто кого перепрыгнет. Здесь нужно соперника передумать. Из всех видов снегоходного спорта новые трековые гонки наиболее интеллектуальны. Здесь нужно искать верную снежную дорогу.

- Неужели Вы отдаете возможностям своей машины роль ведомого? На длинных прямых гонщика везет не голова, а мощный мотор.

- Везет голова, подготовившая этот мотор. У нас ведь нет возможности закупать специальные трековые снегоходы за 20-25 тыс. долларов. Я из старенькой машины собрал конкурентоспособную. У меня мечта - поставить на гусеницы шипы, и гонки сразу станут безопаснее. Америка давно гоняется на шипах. А сейчас влетаешь в поворот неуправляемым снарядом, и ты должен загодя просчитать, как и куда твой снегоход вынесет. Хотя можно и просчитаться. Повезет - не повезет. Для шипованной резины можно будет соорудить шорт-трек с длиной дорожки метров на 400. При этом скорость снизится, борьба будет непредсказуемой, а машина - более управляемой. Тогда, как в картинге, можно будет перестраиваться на прямых и безбоязненно закладывать крутые виражи.

- Свои соображения Вы уже высказали Игорю Подовжнему (председатель снегоходного комитета Мотоциклетной федерации РФ)?

- Он сам это должен видеть. Где он еще соберет столько зрителей, как не на треке? На кросс и эндуро приходят смотреть очень мало болельщиков.

- Во время гонки Вам некогда смотреть на спидометр, а как Вы ощущаете скорость? По прикидкам знатоков, она достигает 150 км/ч на прямых и до 110 км/ч в поворотах.

-          Слушаю мотор, и все. А скорость действительно не опускается ниже 100 км/ч.