Проект по сборке южнокорейских KIA Spectra в цехах ижевского автозавода выглядит логичным решением на фоне того бума продаж новых иномарок, которым ознаменовался в России прошедший период. Планируемый на 2005 год объем в 40 тысяч машин теоретически должен вывести ижевские Spectr´ы в лидеры среди иномарок. Однако ситуация на российском авторынке и прогнозы его развития говорят о том, что сделать это через два года будет еще труднее, чем сегодня продавать под ижевским брэндом ВАЗовскую классику.

Ведь если 'шестерка' конкурирует практически с одной 'Одой' производства того же автозавода, то, чтобы застолбить необходимый для выживания кусок незнакомого ранее рынка, 'Иж-авто' придется убедительно доказать, что ижевская Spectra - это не 'шестерка' среди иномарок. Негативный стереотип 'ижевской сборки', сформированный у потребителя в результате близкого знакомства с модельным рядом 'Иж-авто', особенно сильно проявляется в отношении ВАЗ-2106. Так, по сообщенным АСПЭК-Авто данным, в прошедшем году реализация этого автомобиля, который теперь собирается исключительно в Ижевске, снизилась приблизительно наполовину по сравнению с 2002 годом, когда в продаже еще имелись 'шестерки', сделанные в Сызрани.

Факт впечатляющий, тем более что ВАЗы из Самарской области в 2003 году в АСПЭК-Авто покупали охотно: продажи 'семерки' выросли на 36 процентов, реализация 12-й модели увеличилась в 3,5 раза, 'десятки' - в 4 раза. Продажи 11-го и 13-го ВАЗов сохранились на уровне 2002 года. По данным Ladaonline.ru, средневзвешенная цена на модели 'десятого' семейства в регионах на сегодняшний день составляет 207 тысяч рублей. Ижевская 'шестерка' стоит ровно в два раза меньше. Очевидно, что массовый спрос на легковые автомобили, если не схлынул, то расширился в более верхние ценовые сегменты. Об этом же свидетельствует статистика 2003 года, который эксперты характеризуют как переломный для российского авторынка.

В прошедшем году в России было продано около 1,5 млн легковых автомобилей, что на 5 процентов больше, чем в 2002 году. В Удмуртии, по данным республиканского Министерства торговли, авторынок просто взорвался: объем продаж в 2003 году вырос на 41 процент и достиг 482 млн рублей против 342 миллионов годом раньше. Количественных данных нет, но, судя по общероссийской ситуации на рынке легковых автомобилей, большую часть прироста, как и два года назад, обеспечили иномарки. Только не подержанные, а новые. И это главный сдвиг в структуре авторынка, который определит развитие ситуации на ближайшие годы.

В 2002 году в страну было ввезено 480 тысяч комиссионных автомобилей иностранного производства. В 2003-м, по предварительным оценкам, - около 400 тысяч: сказались предпринятые правительством России меры по повышению пошлин на подержанные иномарки для физических лиц. На отечественный автопром снижение вала подержанного импорта существенного влияния не оказало: объем производства увеличился всего на 3 процента. Кто получил очевидную выгоду от повышения таможенных пошлин, так это иностранные производители - продажи новых иномарок в России выросли за 2003 год со 120 до 220 тысяч штук. Эта цифра могла бы быть еще больше: по заявлениям представителей зарубежных автомобильных концернов, продажи могли быть увеличены на 20-25 процентов в случае, если бы наиболее ходовые модели всегда были в наличии. В результате не ожидавшие такого бума дилеры вынуждены были записывать клиентов в очередь, как это, например, происходило по всей стране с супермодным Ford Focus. В АСПЭК-Авто всего за полгода разошлось 23 автомобиля этой модели, что примерно соответствует годовым объемам реализации других иномарок в этом автосалоне.

Доля отечественных автомобилей, реализованных на внутреннем рынке, по сравнению с 2002 годом практически не изменилась, оставшись на уровне 58 процентов. Зато по объему продаж в денежном исчислении вперед впервые вышли иномарки: в прошедшем году россияне потратили на них 4,5 млрд долларов, на автомобили отечественного производства - на 500 миллионов меньше. Соответственно, ниша новых иномарок расширилась и очень существенно - с 8,3 до 15 процентов. Производство иностранных моделей на территории России выросло в 5 раз по сравнению с 2002 годом - до 55 тысяч штук. По итогам 2003 года в лидеры продаж вышла Toyota - 25 тысяч машин. Занимавшее еще в начале года первое место по объемам реализации среди производителей иномарок корейско-узбекское 'Uz-Daewoo' заняло лишь третье место вслед за Ford´ом, который продал в России 20,7 тысячи своих автомобилей.

Показательно, что относительно доступные узбекские Nexia стоимостью до 8 тысяч долларов уступили первенство гораздо более дорогим моделям конкурентов. То есть происходящее изменение спроса на рынке иномарок копирует ситуацию на рынке российских автомобилей: низкая цена уже не является ведущим фактором конкурентоспособности, а это серьезный удар, прежде всего, по производителям отечественных марок. В ближайшие годы российским автозаводам - это касается, в первую очередь, 'Иж-авто', который специализируется на дешевых малорентабельных моделях, - может серьезно навредить развитие автокредитования. Сегодня оно развивается стремительными темпами, но его масштабы еще незначительны. Однако через два-три года российский автомобиль, у которого главное преимущество пока заключается в цене, потерпит полное поражение перед иномаркой в кредит.    

Отсюда объяснимо стремление 'Иж-авто' подняться со своей продукцией не ниже того ценового сегмента, в котором собирается сосредоточить свою деятельность АвтоВАЗ. Выгода очевидна - одна Spectra будет стоить трех 'шестерок', возрастет производительность труда, поднимется рентабельность. Сегодняшнее финансовое состояние ижевского автозавода не самое лучшее: на 'Иж-авто' пока безуспешно пытаются достигнуть точки безубыточности, оптимизируют издержки и накапливают долги перед бюджетом. Прошлой осенью неожиданно стали снижаться объемы продаж. В результате план на 2003 год оказался выполнен лишь на 94 процента. Проект по выпуску 'корейцев' стоимостью 100 млн долларов должен окупиться уже на 10-тысячном автомобиле. А стремительное достижение - всего за один год - 40-тысячной планки позволит 'Иж-авто' решить все финансовые проблемы, привлекать инвесторов и расширять производство. А к 2007 году с конвейера 'Иж-авто' должно сходить 120 тысяч 'спектр' в год. Фантастика?

Чтобы взвесить реальность достижения этой цифры, нужно знать прогноз развития российского авторынка и возможности Spectr´ы по его освоению. Этот автомобиль задумывался еще в далеком 1999-м с целью продвижения на американский континент. С передачей Spectr´ы в Ижевск KIA motors, по сообщениям агентств автоновостей, снимает данную модель с производства в Корее. В России автомобиль продавался в очень небольших количествах - несколько сотен в год. Побывав на интернет-сайтах по продаже авто, вы, скорее всего, не найдете ни одного предложения или заказа на эту машину. Значит, модель придется выводить на рынок, а это значительные рекламные расходы, которые лягут на 'Иж-авто' и отразятся на стоимости Spectr´ы. По заявлениям руководства ижевского автозавода, цена иномарки не превысит 9 тысяч евро. По нынешнему курсу это примерно 315 тысяч рублей.

Благодаря применению 'Иж-авто' маневра с переходом в нижний 'иномарочный' сегмент, отвернувшиеся от 'Ижей' и ВАЗовской классики в сторону иномарок автолюбители снова столкнутся с продукцией все того же ижевского автозавода. Однако 'Иж-авто' будет здесь не одинок. В диапазоне $6-9,5 тысячи работает завод Daewoo в Узбекистане. По цене $8,5-9 тысяч продавались в прошедшем году российско-американские внедорожники Niva Chevrolet. За $9,2 тысячи можно было приобрести Hyundai Accent производства таганрогского автозавода в базовой комплектации. Есть серьезный конкурент из модельного ряда KIA - седан и хэтчбек Rio по цене $9,5 тысячи, который выпускает калининградский завод 'Автотор'. Не следует сбрасывать со счетов Renault Symbol и Skoda Fabia, находящихся в том же ценовом сегменте, а также несколько более дорогой, но очень привлекательный Ford Focus за 10,6 тысячи евро. Итак, Spectra будет не самым доступным из автомобилей своего ценового сегмента. В сочетании с ижевским качеством это не сулит радужных перспектив в продвижении ее на рынке в планируемых объемах.

Да и автомобильный рынок не резиновый. По прогнозу, к 2005 году объем продаж новых иномарок в России достигнет 300-320 тысяч штук. Если 'Иж-авто' намерен завалить страну своими Spectr´aми, значит, конкуренты должны потесниться. Но они, наоборот, планируют дальнейший более чем 50-процентный рост продаж в России и расширение дилерской сети. Сегодняшний лидер - Toyota - продает 15 процентов всех новых иномарок. 'Иж-авто' с заявленным объемом производства 'корейцев' претендует в 2005 году на 12 процентов этого рынка, а в 2006 году - приблизительно на целую четверть. Для сравнения: по итогам прошедшего года в объеме реализованных отечественных 'легковушек' ижевские занимают 9,2 процента. А на 'иномарочном' поле игроки посильнее АвтоВАЗа. И потребитель другой - с деньгами и повышенными требованиями. Учитывая, что выпуск только одной модели Renault Х90 ($7 тысяч) в Москве планируется довести до 60 тысяч в год, а производство Niva Chevrolet уже в 2005 году должно составить 75 тысяч штук, планы 'Иж-авто' выглядят чересчур заоблачными. Можно будет считать большим достижением завоевание ижевскими Spectr´aми хотя бы 8 процентов рынка иномарок. Но проблема в том, что 'Иж-авто' - слишком большой завод для такого незначительного объема. Выручка в этом случае будет ненамного больше, чем от продажи 'Ижей' и 'шестерок', а, значит, рентабельность производства по-прежнему будет оставаться неудовлетворительной. Был ли верным выбор Spectr´ы, мы узнаем через два года. В любом случае, другого пути, который ведет наверх, у 'Иж-авто' не было. В качестве филиала АвтоВАЗа по сборке хитовых моделей 70-х годов прошлого века в третьем тысячелетии ижевский автозавод долго бы не протянул: