Группа 'СОК' хочет сделать сборщиков российских иномарок своими крупными клиентами. Группа 'СОК' разместит облигационный заем объемом 1,1 млрд руб. Решение об этом было принято на днях общим собранием ООО 'СОК-Автокомпонент', которое станет фактическим эмитентом ценных бумаг. Привлеченные средства будут направлены на технико-технологическое обновление автокомпонентных производств, контролируемых компанией. В результате группа 'СОК' планирует производить комплектующие не только для собственной модели KIA Spectra, которая начнет выпускаться в августе 2005 г., но и для других российских производителей автомобилей иностранных марок. По словам генерального директора группы 'СОК' Александра Соловьева, приоритетная задача его компании - это развитие партнерских отношений с СП 'GM-АвтоВАЗ' (на сегодня выпускает не только российскую Chevrolet-Niva, но и иномарку Chevrolet-Viva), российским предприятием Ford и другими сборщиками иномарок. По словам аналитиков, облигации группы 'СОК' станут бумагами второго-третьего эшелона и будут востребованы на рынке. А наиболее оптимальный путь для 'СОК', планирующей плотно работать со сборщиками российских иномарок, - это сконцентрироваться на производстве трех-четырех видов автокомпонентов, чтобы максимально повысить качество этих запчастей.

Группа 'СОК' - управляющая компания, основной сферой интересов которой является автомобильная промышленность. В группу входят автосборочные предприятия 'ИжАвто', 'РосЛада', 'ВАЗинтерСервис' и заводы по производству автокомпонентов: 'Барнаултрансмаш', Омский завод коробок передач, 'Пластик' (г. Сызрань, Самарская область), 'Автоприбор' (г. Владимир), 'ОСВАР' (г. Вязники, Владимирская область), Димитровградский автоагрегатный завод, Скопинский автоагрегатный завод, белебеевский завод 'Автонормаль' и ряд других. На сегодняшний день группа 'СОК' является поставщиком автокомпонентов на 'АвтоВАЗ', ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. За 9 месяцев 2004 г. общая выручка группы 'СОК' от реализации в секторе автомобильного производства и производства комплектующих составила 36,8 млрд руб., что на 6,6 млрд руб. превысило показатели за аналогичный период прошлого года. Общий объем продаж группы в 2004 г., по ее собственным оценкам, составит 49,7 млрд руб.

Информация о грядущем займе группы 'СОК' появилась еще в начале текущего месяца, а официальное решение о выпуске облигаций было принято 21 декабря. На сегодня известно, что срок обращения ценных бумаг составит три года, а организатором займа выступает АКБ 'Союз'. Планируется, что будет выпущено 1,1 млн облигаций сроком обращения три года и номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Цена размещения составит 100% от номинала, размещение будет проведено по открытой подписке на ММВБ. Полученные в результате выпуска облигационного займа средства группа 'СОК' собирается направить на технико-технологическое обновление своих автокомпонентных производств. А в перспективе 'СОК' планирует организовать поставки комплектующих на российские автосборочные предприятия, выпускающие иномарки - сегодня такого рода сотрудничество носит лишь эпизодический характер. Так, на заводе Ford во Всеволожске RBC daily сообщили, что сотрудничают с 'Автоприбором', который поставляет на текущую модель Ford Focus систему стеклоочистителей.

В 'МДМ-Банке' считают, что облигации группы 'СОК' будут востребованы теми инвесторами, которые работают с бумагами третьего эшелона, тем более что сейчас инвесторы вынуждены двигаться вверх по шкале кредитного риска. 'Недостаточная прозрачность компании особой роли здесь не сыграет, так как большинство бумаг второго-третьего эшелона не обладают дружественной к инвесторам структурой. Здесь вопрос скорее в том, есть ли лимиты на такого рода компании у конкретного инвестора или нет. Достаточно ли средств привлекает группа 'СОК' для модернизации своих производств - сказать сложно. Дело в том, что сумму в 1,1 млрд руб. нужно рассматривать в контексте состояния предприятий группы 'СОК' и ее возможностей. Скажем, этот заем может быть не единственным источником финансирования обозначенного проекта', - сказал RBC daily Денис Гусев, аналитик 'МДМ-Банка'. Поэтому не исключено, что на эти цели будет направлена некая часть утвержденного группой бюджета инвестиций на 2005 г. объемом в 420 млн руб.

В ИК 'Проспект' придерживаются схожей точки зрения и особо добавляют, что, стремясь активно сотрудничать с производителями российских иномарок по автокомпонентам, группа 'СОК' идет в очень перспективную, но пока почти не занятую нишу. 'Насчет того, хватит ли группе 'СОК' занимаемых средств для того, чтобы выпускать автокомпоненты приемлемого для производителей иномарок качества, судить сложно - для этого нужно будет дождаться первых выпусков продукции после модернизации производств. Но в принципе само по себе намерение группы хорошее. Особенно если учитывать, что по большому счету из автокомпонентов ничего достойного на российском рынке не производится. Почти единственное, что приходит на ум, - это отечественные автомобильные коврики, которые уже сейчас поставляются производителям иномарок', - сказала RBC daily Ирина Ложкина, аналитик ИК 'Проспект'. По ее словам, суммы в 1,1 млрд руб., если она станет единственным источником финансирования модернизации производств, конечно, предприятиям группы 'СОК' будет мало. 'Но, вне зависимости от того, сколько реально средств будет направлено на модернизацию производств, наиболее оптимальный путь для 'СОК', планирующей плотно работать со сборщиками российских иномарок, - это сконцентрироваться на производстве трех-четырех видов автокомпонентов, чтобы максимально повысить качество этих комплектующих', - говорит Ирина Ложкина. В самой группе 'СОК' в четверг ситуацию RBC daily никак не прокомментировали.