ОАО 'КамАЗ' ведет поиск иностранного партнера для производства автомобилей в нишах, в которых этот автопроизводитель еще не представлен. Об этом в конце прошлой недели официально заявил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. Как пояснили RBC daily на предприятии, фактически это означает, что КамАЗ собирается выпускать весь спектр грузовых автомобилей, и ближайшая задача автозавода - начать производство машин небольшой грузоподъемности - от 1,5 до 3 тонн. Дело в том, что сегмент коммерческих автомобилей сегодня уверенно растет, в отличие от сегмента тяжелых грузовых автомобилей. В ИК 'Проспект' считают, что инициатива КамАЗа логична и своевременна, поскольку конкурентная борьба в данном сегменте в обозримом будущем будет только возрастать. А на предприятии подтверждают, что общаются по поводу запуска производства малотоннажных автомобилей с некими зарубежными компаниями. Правда, вопрос, как скоро КамАЗ начнет выпускать коммерческие автомобили, остается открытым. На предприятии не скрывают, что окончательно договориться о запуске нового проекта с зарубежным партнером у КамАЗа получится только после введения в России международного экологического стандарта 'Евро-2'.

ОАО 'КамАЗ' специализируется на производстве грузовиков, выпуская городские развозные автомобили и автомобили повышенной грузоподъемности, предназначенные для эксплуатации в автопоездах общей массой до 120 тонн. По прогнозам аналитиков 'АСМ-Холдинга', всего в этом году КамАЗ может выпустить 30 тысяч грузовиков. Согласно только что утвержденному бизнес-плану, в 2005 г. предприятие рассчитывает произвести 31,5 тыс. грузовых автомобилей, то есть лишь незначительно превысить показатель 2004 года.

Cвое намерение начать выпускать небольшие коммерческие автомобили в компании объясняют как раз тем, что в отличие от сегмента тяжелых грузовых автомобилей сегмент коммерческих автомобилей сегодня уверенно растет. 'Снижение спроса на большегрузные автомобили происходит из-за некоторого замедления темпов роста экономики и темпов увеличения самого рынка грузовых машин. В целом же в последние два года КамАЗ бил рекорды по объемам производства и продаж грузовиков. А в июне-июле 2004 г. мы занимали 50% рынка грузовых автомобилей в России, - комментирует RBC daily ситуацию Ирина Быстрова, пресс-секретарь КамАЗа. - Наша компания собирается активно присутствовать в сегменте малотоннажных коммерческих автомобилей. Наша глобальная цель - это выпускать весь спектр грузовых автомобилей, то есть, сохраняя лидирующие позиции в производстве тяжелых грузовиков, максимально расширить свою специализацию'.

В ИК 'Проспект' намерение КамАЗа называют вполне логичным. 'Сегмент коммерческих автомобилей - это один из наиболее интересных секторов российского автомобильного рынка, который, по нашим прогнозам, будет динамично расти в течение ближайших 3-5 лет. Поэтому усилия КамАЗа в этом направлении вполне понятны - скажем, для ГАЗа коммерческие автомобили стали и продолжают быть точкой роста', - сказала RBC daily Ирина Ложкина, аналитик ИК 'Проспект'. В этой связи ГАЗ продолжает расширять свое присутствие на российском рынке коммерческих автомобилей - в частности, сейчас начинается серийное производство городского грузовика ГАЗ-3310 'Валдай' грузоподъемностью до 4 тонн. Зарубежные автопроизводители также не стоят на месте. Например, концерн Volkswagen наращивает поставки коммерческих автомобилей в Россию и в 2005 г. планирует увеличить их продажи в нашей стране на 33% по сравнению с 2004 г. - до 1,6 тыс. штук. А Ford Motor Company в этом году планирует вдвое увеличить объем продаж по сравнению с прошлогодними результатами (в 2003 году в России было продано 702 коммерческих автомобиля Ford) и недавно даже объявила о создании отдельных дилерских центров для их реализации и обслуживания. В этой ситуации КамАЗ хочет оказаться в нужном месте в нужное время.

В самой компании практически признают факт переговоров по запуску коммерческих автомобилей с возможными партнерами из-за рубежа, но пока не готовы называть кого-то конкретно. Между тем не случайно генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин заявил о предстоящем сотрудничестве с иностранной автомобильной компанией. 'Зарубежные автопроизводители заинтересованы в том, чтобы наращивать в нашей стране продажи коммерческих автомобилей. Но им вряд ли удастся сильно нарастить свою долю в этом сегменте, потому что коммерческие Volkswagen, Ford или Mercedes-Benz относятся к совершенно иной ценовой категории, чем та же 'ГАЗель'. После того как КамАЗ начнет производить свой коммерческий автомобиль, основным критерием его успеха станет конкурентоспособность по цене и качеству. В этом смысле сотрудничество КамАЗа с зарубежным стратегическим инвестором было бы своевременным, поскольку оно может помочь автопроизводителю начать выпускать качественный коммерческий автомобиль при невысокой цене', - говорит Ирина Ложкина.

Правда, пока что договориться о запуске нового проекта КамАЗу мешает минимум полугодовая задержка (до середины 2005 г.) введения в России стандарта 'Евро-2'. 'К великому сожалению, правительство России раз за разом откладывает решение вопроса о запрете в стране эксплуатации грузовиков с двигателями ниже уровня 'Евро-2'. Это, по сути, ставит под угрозу все усилия КамАЗа, реализацию бизнес-планов совместно с нашими западными контрагентами', - заявил в одном из своих недавних интервью Сергей Когогин. Поэтому можно предположить, что новый импульс переговорам будет дан не ранее второй половины 2005 г., а возможно (в случае если введение 'Евро-2' по каким-то причинам снова отложится), и через более длительное время.