Эксперты возлагают вину за превышение всех прогнозов по годовой инфляции на кабинет министров

Инфляция в России в нынешнем году превысит отметку в 10% примерно на 1%. Такой прогноз сделал главный экономист российского представительства Всемирного банка Джон Литвак. К настоящему времени практически все - даже официальные представители правительства - признали, что инфляцию в этом году не удастся удержать в рамках записанных в бюджете 10%. Экономисты называют множество причин. Среди них мировая конъюнктура нефтяного рынка и сельскохозяйственной продукции, рос тарифов на услуги естественных монополий. Рост цен на сырье, топливо и энергию неизбежно вызвал увеличение издержек как у производителей, так и у розничных торговцев. Однако ответственность за часть инфляционных факторов все же лежит на совести российских властей. Среди них и банковский кризис минувшего лета. Экономисты полагают, что если бы власти предотвратили 'кризис недоверия' в банковской системе, рост цен превысил бы прогнозные показатели лишь на 0,1-0,2 процентных пункта.

Часть экспертов соглашается с оценками правительства и Минэкономразвития: те утверждали, что главная причина резкого роста инфляции лежит за пределами России. 'Мы и раньше говорили о том, что с прошлого года изменилась мировая тенденция цен на сельскохозяйственную продукцию, связанная с ростом инфляционных ожиданий во всем мире. Кроме того, произошел бум на нефтяном рынке, и, как следствие, выросли цены на бензин, - сказала RBC daily эксперт Центра развития Оксана Осипова. - В результате в России цена сельскохозяйственной продукции в январе-октябре выросла на 7%, а за тот же период прошлого года - лишь на 2,8%. Цены на бензин за 10 месяцев 2004 г. увеличились на 30%, а за тот же период прошлого - на 15,9%'. Отчасти с этим мнением соглашается экономист ИГ 'АТОН' Алексей Воробьев. 'Одной из причин роста инфляции стала внешнеэкономическая конъюнктура, при которой резко выросли цены на энергоносители внутри страны, - сказал г-н Воробьев RBC daily. - Экспорт сырой нефти привел к недостатку энергоносителей внутри страны, стимулируя рост оптовых, а затем и потребительских цен. А оптовые производители перекладывают бремя издержек на потребителей'. 'Быстрый рост цен происходил за счет сильного удорожания продукции топливной промышленности (нефти и бензина), что сказалось на росте издержек для ритейла', - сказал RBC daily экономист ИК 'Тройка Диалог' Антон Струченевский. Однако рост цен на сырье и топливо сказался и на ценах производителей. Так, отмечает г-н Струченевский, уже за 9 месяцев этого года они выросли на 23,3%, а по итогам года рост цен производителей, скорее всего, превысит 26%.

Другой причиной роста инфляции - уже не связанной с внешними рынками, но одной из главных и воспринимающейся, как 'неизбежное зло' - экономисты называют рост тарифов естественных монополий: РАО 'ЕЭС', 'Газпрома', сектора ЖКХ. 'Хотя они росли по плану и не вышли за пределы, установленные еще в 2003 г., но рост тарифов все равно стимулировал инфляцию', - отмечает Алексей Воробьев. 'Несмотря на то что рост цен на услуги естественных монополий замедлился, он влияет на динамику цен на готовую продукцию. Рост тарифов в целом с начала года составил порядка 35%, - соглашается Оксана Осипова'. Однако, по ее мнению, этот фактор еще не проявил себя в полной мере. Например, отмечает она, цены на продовольственные (несельскохозяйственные) товары, производство которых напрямую связано с услугами естественных монополий, с начала этого года выросли на 10%, в то время как за тот же период 2003 г. - на 13%. Однако, по мнению эксперта Центра развития, 'тарифный' фактор может начать проявляться в перспективе. 'У правительства еще остается место для маневра по снижению инфляции, - предполагает Алексей Воробьев. - Если бы они прибегли к такому экстравагантному ходу, как снижение тарифов естественных монополий или услуг ЖКХ, например, с 1 декабря, то инфляция по итогам года могла бы уложиться в правительственный прогноз. Однако ясно, что на такой шаг ни правительство, ни монополии не пойдут'.

Правда, есть причины роста инфляции, которые нельзя объяснить ни внешними факторами, ни необходимостью естественных монополий обновлять изношенные мощности. 'Одна из причин кроется в политике ЦБ, который большую часть года занимался предотвращением укрепления курса национальной валюты и 'упустил' инфляцию', - говорит Алексей Воробьев. Впрочем, по мнению Антона Струченевского, сам по себе монетарный фактор не играл существенной роли, так как рост цен в июле-августе происходил на фоне сокращения, а затем очень умеренного роста денежной массы. Он полагает, что инфляция подскочила главным образом из-за банковского кризиса. 'В результате кризиса население несколько разочаровалось в банковской системе и серьезно снизило норму сбережений, - отмечает он. - То есть меньше денег стало откладываться в накопления, а больше выплескиваться на потребительский рынок, что на фоне общего экономического спада подтолкнуло рост цен'. Не исключено, что именно проблемы в банковском секторе определили провал правительственных прогнозов по годовой инфляции. 'Серьезное ускорение инфляции началось в июле-августе, и к этому моменту уже были отыграны факторы, связанные с ускорением роста цен в производственном секторе, - отмечает Антон Струченевский. - Если бы не кризис и последовавший за ним экономический спад, то было бы весьма вероятным уложиться если не в 10%, то, по крайней мере, в 10,1-10,2%'.

'Еще в мае-июне мы прогнозировали инфляцию в 2004 г. на уровне 10,3%. А сейчас, по самым оптимистичным оценкам, годовая инфляция составит 11,5%. Таким образом, кризис обошелся экономике более чем в 1%-ный пункт роста инфляции, - говорит экономист 'Тройки Диалога'. - Таким образом, не денежная, а скорее информационная политика ЦБ в значительной мере определила показатели инфляции во втором полугодии'. Прогноз Алексея Воробьева чуть более оптимистичен. 'Наш прогноз по инфляции за 2004 г. составляет 11%, - отмечает он. - Между тем на конец октября инфляция в годовом исчислении составила 11,6%'. Однако даже превышение показателя инфляции на 1% уже можно считать довольно серьезным промахом властей. 'Можно сказать, что это поражение тех, кто прогнозировал инфляцию в 10%, тех, кто закладывал ее в бюджет, правительства и ЦБ. Думаю, что если говорить о политике, то они будут держать ответ перед президентом, - говорит Алексей Воробьев. - Впрочем, если обратиться к предыдущим годам, то прогноз по инфляции не сбылся ни разу, кроме 2003 г. Так что можно сказать, что в 2004 г. мы вернулись к старой доброй традиции.

Источник http://www.rbcdaily.ru