Конституционный суд РФ сегодня признал не противоречащим Конституции РФ пункт 6 статьи 3 закона РФ "О языках народов Российской Федерации". Эта норма устанавливает, что алфавиты государственных языков народов РФ строятся на графической основе кириллицы, а иные графические основы алфавитов могут устанавливаться федеральным законом.

В решении КС отмечается, что, установив единую графическую основу алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик, федеральный законодатель, прежде всего, констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в России реалии - существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает интересы сохранения государственного единства и не препятствует реализации россиянами прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком.

Вместе с тем в решении КС указано, что иные графические основы алфавитов государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами, если только это изменение преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, интересам многонационального народа РФ.

КС также признал не противоречащим конституции пункт 2 статьи 10 закона Татарстана "О языках народов Республики Татарстан" и пункт 2 статьи 6 закона Татарстана "Об образовании". Эти нормативные положения предоставляют право на изучение татарского и русского языков в общеобразовательных учреждениях в равных объемах.

Напомним, поводом к рассмотрению всех этих вопросов послужили жалоба гражданина С.Хапугина, а также запрос Госсовета и Верховного суда Татарстана. Оспаривание нормы закона "О языках народов РФ" вызвано тем, что Госсовет и Верховный суд Республики Татарстан полагают, что данная норма противоречит Конституции РФ. По их мнению, установление графической основы алфавита является предметом ведения республики. Заявители полагают, что, приняв названную норму, федеральный законодатель нарушил конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий местными федеральными органами и органами власти субъектов РФ и вторгся в чужую компетенцию. Представители Татарстана настаивают на необходимости восстановления татарского алфавита на основе латинской графики.

В свою очередь, С.Хапугин в своей жалобе указывал на нарушения права выбора граждан на изучение учебных дисциплин, поскольку республиканский закон "Об образовании" вводил в образовательных учреждениях обязательное изучение татарского языка в таких же объемах, как и русского.

Отметим, что процесс постепенного вытеснения русского языка сейчас идет не только в ряде российских республик, но и в государствах СНГ. Школы с обучением на русском повсеместно закрываются. К примеру, в Азербайджане таких школ осталось 29, Молдове - 463. Украинские власти из 40 тысяч русскоязычных школ оставили лишь 1900, киргизские - 138 из 2 тысяч, грузинские - 59 из 171, узбекские - 159 из 760, таджикские лишь 3 школы из 1500 с обучением на русском языке. Самая сложная ситуация, как известно, сложилась в Прибалтике.

Постсоветское пространство забывает русский язык. Где-то это естественный процесс, но в большинстве государств СНГ вытеснение русского языка возведено в ранг государственной политики. Новая политическая элита в этих странах считает, что государственное и национальное строительство невозможно без возрождения национальных языков, а русский в этом деле - помеха.

Источник РБК